Конспект персональный компьютер как система. Персональный компьютер как система. Объекты и систем. Одним из объектов, рассматриваемых на уроках информатики, является персональный компьютер. Его можно рассматривать как систему, состоящую из подсистем

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Персональный компьютер как система

Одним из объектов , рассматриваемых на уроках информатики, является персональный компьютер . Его можно рассматривать как систему, состоящую из подсистем «аппаратное обеспечение», «программное обеспечение», «информационные ресурсы» (рис. 1.20).

Подсистема аппаратного обеспечения выступает в качестве надсистемы для устройств ввода, обработки, хранения и вывода информации.

Операционная система - подсистема программного обеспечения и надсистема, в состав которой входят системные и служебные программы.

Система информационных ресурсов включает в себя системы текстовых и графических файлов, звуковых файлов, файлов с видеоинформацией и т. д.

Персональный компьютер является частью системы «человек - компьютер». Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом. Различают аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейсы.

Аппаратный интерфейс - взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.

Программный интерфейс - взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения.

Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечиваются операционной системой компьютера.

Аппаратно-программный интерфейс - взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера.

Пользовательский интерфейс - взаимодействие человека и компьютера. Пользовательский интерфейс на основе меню предлагает возможность выбора управляющей команды из меню (списка команд). В графическом интерфейсе компьютерные объекты представляются небольшими рисунками (значками). Нужный значок выбирают с помощью мыши. Кроме значков используются также тексты (для подсказок) и меню (для выбора команд). Трехмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трехмерном компьютерном пространстве. Указав мышью на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть ее более подробно. Такой интерфейс тирует реальный мир.

Коротко о главном

Персональный компьютер - система, включающая подсистемы аппаратного обеспечения, программного обес-печения и информационных ресурсов.

Персональный компьютер - подсистема системы «человек - компьютер». Средства,- обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом.

Пользовательский интерфейс - взаимодействие человека и компьютера. Он обеспечивается операционной сис¬темой.

Вопросы и задания

1. В состав каких систем входит подсистема «компьютер»? Для каких систем компьютер является надсистемой?

2. Назовите надсистему для объекта «принтер». В каком отношении находятся объекты «принтер» и «струйный принтер»?

3. Что такое интерфейс? Перечислите виды интерфейса.

4. Что вы знаете о пользовательском интерфейсе?

5. Как вы понимаете смысл фразы: «Операционная система Windows обеспечивает одинаковый пользовательский интерфейс при работе с разными объектами»?

6. У кажите входы и выходы для системы «компьютер».

Контрольная работа №1
по теме «Объекты и системы»

Часть А

А1. Закончите предложение: «Любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое, называется …»
1. понятием
2. объектом
3. предметом
4. системой

А2. Отметьте единичные имена объектов:
1. машина
2. береза
3. Москва
4. Байкал
5. Пушкин А.С.
6. операционная система
7. клавиатурный тренажер
8. Windows XP

А3. Отметьте объекты операционной системы:
1. рабочий стол
2. окно
3. папка
4. файл
5. компьютер

А4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:
1. свойства
2. размеры
3. поведение
4. состояние
5. действия

А5. Укажите отношение для пары «процессор и системный блок»:
1. является элементом множества
2. входит в состав
3. является разновидностью
4. является причиной

А6. Отметьте природные системы:
1. Солнечная система
2. футбольная команда
3. растение
4. компьютер
5. автомобиль
6. математический язык

А7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Аппаратное обеспечение персонального компьютера»:
1. устройства ввода информации
2. устройства хранения информации
3. операционная система
4. прикладные программы

Часть В

1. Заполните таблицу следующими словами: гром, работа на ПК, дисковод, монитор, молния, рисование, принтер, печать текста.

2. Дайте наиболее точное общее имя каждой группе объектов
а) Куба, Гаити, Чили, Перу
б) Нил, Конго, Дунай, Рейн
в) Джойстик, сканер, мышь, клавиатура, световое перо.

3. Для свойств каждого из приведенных ниже объектов укажите название (величину) и значение

4. Составьте схему разновидностей:

Принтер, оптическая, лазерный, струйный, монитор, матричный, растровый, жидкокристаллический (LCD), мышь, шариковая, устройства ПК.

План – конспект урока в 6 классе по теме: «Персональный компьютер как система»

    Проверка присутствующих. Готовность к уроку.

Здравствуйте дети! Садитесь. Готовим тетради, учебники, дневники

    Мотивация. Сегодня мы изучим интересную тему, на которой вы узнаете много нового и интересного.

    Проверка ДЗ. Начнём урок с проверки домашнего задания.

    1. Первое задание выделить подсистемы в объектах: автомобиль, школа. Показываем тетради с выполненным заданием. (смотрю как кто выполнил и говорю:) Колобзарова Карина выходи с тетрадью (проверяем по документ камере). Назови подсистемы в схеме. Что является надсистемой? Проверяем. Кто может дополнить?

      Какие виды систем вы знаете? (называют системы). Итак, все системы можно разделить на три большие группы: нематериальные, материальные, смешанные. В свою очередь материальные системы делятся на природные и технические. Определите, к какому виду систем относятся картинки на данном слайде. Кто хочет к доске? (вызываю трёх человек по очереди). Называй к какому виду относятся первые четыре системы. Хорошо. Следующий пойдёт….так же определяй ещё четыре системы. И последние системы определит….Проверим ваши результаты. Всё верно. (не верно, скажите куда следует переместить эту картинку? Обоснуйте свой ответ).

      Проверим последнее задание кроссворд. Ребята, как видите на слайде скрыты два понятия под цифрой 2 и 4. Мне хотелось бы узнать на них ответы. Второй задание прочитает…Ответ на этот вопрос будет? Отлично! Теперь вопрос 4 прочитает….Каков ответ на данный вопрос? Отлично молодец! Ребят поднимите руки кто правильно разгадал весь кроссворд? Все молодцы!

    Постановка цели и задач.

Мы рассмотрели различные системы, проанализировали их структуру, назвали составные части. Почти на каждом уроке информатики мы работаем с одной очень важной технической системой. Как она называется? Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим эту систему. Кто сможет назвать тему урока? (компьютер как система). Запишите в тетради число и тему урока. (Пройти посмотреть как пишут).

Задачи. Уберите лишние задачи и назовите задачи урока. (обвожу маркером).

Объяснение. Взглянем на знакомый вам объект компьютер с иной точки зрения. Оказывается компьютер можно рассмотреть в качестве надсистемы и подсистемы.

Пк как подсистема. Персональный компьютер включает в себя следующие подсистемы: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационные ресурсы. Зарисуйте себе в тетрадь эту схему прямо от темы урока. Рассмотрим составляющие этих подсистем. (Раздвигаю штору). Скажите, что входит в аппаратное обеспечение ПК? Назовите устройства ввода информации. Хранения информации. Что входит в восстав информационных ресурсов? Операционная система включает в себя…..(рассказываю что это). Таким образом ПК в данной системе выступает в виде какой системы? Надсистемы(выдвигаю).

Человек – компьютер . Какие системы вы видите на данной картинке? Чел-компьютер. Что в данной системе является надсистемой? Правильно в данной ситуации компьютер является подсистемой.

Физкульт минутка . (Выключаю бланком доску). Посмотрите вверх глазками поморгайте, вправо вверх…. Возьмите ручку, поставьте её перед собой и посмотрите на ручку и на доску, повторите семь раз.

Карточки задания . Отдохнули, теперь приступим к работе дальше. Делимся на группы по два человека, одна парта будет одна группа. Я раздаю карточки а которых вы стрелками должны указать надсистемы и подсистемы компьютера. Время на выполнение задания 1, 5 минуты. Тихонечко совещаемся, затем рассматриваем ответы. Время пошло.

Итак, время вышло, назовите подсистемы компьютера. Рома. Всё Рома назвал? Кто хочет дополнить? Назовите надсистемы компьютера. (Та же процедура)

Интерфейс. (Включаю доску). Внимание на доску. Средства обеспечивающие взаимосвязь между объектами системы «Человек - компьютер», называют интерфейсом. Различают:

    Аппаратный- средства взаимодействия между устройствами компьютера.

    Программный – средства взаимодействия программ между собой.

    Аппаратно программный – средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения компьютера.

    Пользовательский – средства взаимодействия человека и компьютера

Практическая работа. Откройте страницу 40 учебника и найдите подзаголовок интерфейс. Пользуясь этим пунктом, выполните практическую работу за компьютерами – заполните схему. Она находится на рабочем столе вашего компьютера. (Через 7 минут спрашиваю). Кто хорошо выполнил и работал на уроке ставлю оценки.

Садимся за парты. Что нового вы узнали на уроке? (называют дети).

Самое главное. Система человек – компьютер включает в себя подсистемы….А средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом.

Домашнее задание. Запишите домашнее задание: п. 6. Стр. 41, ответить на вопросы. Кроссворд.

Рефлексия. Ребят сядьте за компьютеры и оцените свою работу на уроке. Результат оставьте на рабочем столе.

Конец. Всем спасибо, можете собираться.




Компьютер как надсистема Персональный компьютер Аппаратное обеспечение Устройства ввода Устройства обработки Устройства хранения Устройства вывода Информационные ресурсы Текстовые файлы Графические файлы Звуковые файлы Файлы с видеоинформацией Программное обеспечение Операционна я система Системные программы Служебные программы Прикладные программы Операционная система




Программное обеспечение Операционная система Пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и ПК Прикладные программы программы, предназначенные для решения задач в различных сферах деятельности человека (бухгалтерские программы, текстовые и графические редакторы, базы данных, экспертные системы, переводчики, энциклопедии, обучающие, тестовые и игровые программы и т. д.) Инструментальные среды Языки программирования Файл Информация в долговременной памяти, воспринимаемая как единое целое и имеющая имя.




Информационные ресурсы Система информационных ресурсов включает в себя подсистемы текстовых и графических файлов, звуковых файлов, файлов с видеоинформацией и т.п. Информационные ресурсы Текстовые файлы Графические файлы Звуковые файлы Файлы с видеоинформацией


«Человек + компьютер» как система Интерфейс (от англ. interface поверхность раздела, перегородка) совокупность средств, методов и правил взаимодействия (управления, контроля и т. д.) между элементами системы. Аппаратный интерфейс - взаимодействие между устройствами ПК Программный интерфейс - взаимодействие (совместимость) программ между собой, программного обеспечения и информационных ресурсов. Аппаратно-программный интерфейс - взаимодействие аппаратного и программного обеспечения Пользовательский интерфейс - взаимодействие человека (пользователя ПК) и компьютера. (ОС)










Самое главное Пользовательский интерфейс - взаимодействие человека (пользователя ПК) и компьютера (окна, меню, элементы управления) ПК – система, включающая подсистемы аппаратного обеспечения, программного обеспечения и информационного ресурса Интерфейс – совокупность средств, обеспечивающих взаимодействие между объектами этой системы (между человеком и компьютером) Пользователь ПК- человек, работающий с ПК ПК – подсистема системы «Человек – Компьютер». !!


Работа 5 (задания 4-6) стр Файлы для работы: Prog\6 класс\Практикум 5 Сохранение: Личная сетевая папка\ Практикумы\Практикум 5\ 3 файла Практическая работа
Вопросы и задания 1.В состав каких систем входит подсистема «компьютер»? Для каких систем компьютер является надсистемой? 2.Назовите надсистему для объекта «принтер». В каком отношении находятся объекты «принтер» и «струйный принтер»? 3.Что такое интерфейс? 4.Что вы знаете о пользовательском интерфейсе? 5.Укажите входы и выходы для системы «компьютер». ??

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Предмет :

Информатика

Класс

Тема урока :

Персональный компьютер как система

Цель урока:

1) расширить и обобщить представления школьников о системах объектов;

2) дать представление о персональном компьютере как о системе;

3) освоить новые приемы создания графических объектов.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Средства достижения цели:

Использование на уроке технологии развития критического мышления, использование активного конспекта для навигации действий обучающихся

Планируемые результаты :

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся научатся:

    Представлять о персональном компьютере как системе, надсистемах и подсистемах ПК;

    называть основные устройства персонального компьютера и их актуальные характеристики;

    Анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;

    Понимать назначения основных устройств персонального компьютера;

    Понимать роль компьютера в жизни современного человека,

    Понимать значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;

    Понимать необходимость использования системного подхода в жизни.

Проблема урока:

Обучающиеся испытывают затруднения в

Основная идея урока:

Основные понятия, изучаемые на уроке

Система, надсистема, интерфейс.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП – ВЫЗОВ Основные задачи этапа:

1. Актуализация имеющихся знаний, способов действия;

2. Пробуждение интереса к получению новой информации;

3. Постановка учеником собственных целей обучения

Деятельность учителя

1. Вступительное слово учителя

1. Так как эта тема завершает раздел «Объекты и системы», в начале урока на 5- 7 минут проводится тестовая работа.

2. Работа по формулированию проблемы урока.

Вопросы:

1. П еречисли основные устройства компьютера.

2. Какие дополнительные (периферийные) устройства можно подключать к компьютеру?

3. Какие данные можно обрабатывать с помощью компьютера и что для этого нужно?

4. В чем проявляется системный эффект при работе ПК?

Вывод:

Компьютер – это сложный объект, состоящий из множества устройств, для его работы требуются программы, значит его можно рассматривать------

Следовательно тема нашего урока:

Назовите цели урока:

Узнать

Научиться

Понять

Деятельность обучающихся

1. Ученики выполняют тест, проверяют, выставляют баллы

2. Формулировка проблемы урока:

Ученики отвечают на вопросы учителя:

1. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь, процессор и память;

2. Принтер, видеокамера, проектор, сканер и другие устройства;

3. Можно обрабатывать числовые, графические, текстовые и мультимедийные данные с помощью программ;

4. Каждая деталь или программа в отдельности не имеют того свойства, которое имеет вся система «персональный компьютер», а именно - работать и обрабатывать информацию.

Как систему;

Тема урока « Персональный компьютер как система»

Учащиеся формулируют цели:

- как функционирует система «персональный компьютер»

- определять надсистемы и подсистемы ПК

- что такое интерфейс и какими бывают его виды.

2. ЭТАП Проблемное объяснение нового знания

задача этапа: Активная работа с разнообразными источниками информации: активным конспектом, с учебником, материалами Интернета, направленная на решение проблемы урока.

Деятельность учителя

    Как функционирует персональный компьютер в качестве системы, выясним что в ПК служит надсистемой, а что подсистемой.

    Пообщайся с учебником. Узнай, что такое интерфейс и какими бывают его виды. Выполни упражнение.

    Выполни задание на компьютере:

Деятельность обучающихся

    Видео

    Читают учебник на с. 40-41, выполняют № 71 , объясняют выполнение задание, проводят сверку своих ответов с верным шаблоном заполнения схемы, выставляют баллы .

    Пр. №5 Задание №6

3. ЭТАП Рефлексия

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

Деятельность учителя

Вам было легко или были трудности?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какое задание было самым интересным и почему?

Удалось ли вам достичь целей, которые вы поставили себе в начале урока?

Как бы вы оценили свою работу?

Вопросы для закрепления.

Какие устройства входят в состав системного блока?

Какие характеристики процессора вы знаете?

Что такое тактовая частота?

Что такое разрядность процессора?

В чем отличие оперативной и внешней памяти.

Почему жесткие диски называют «винчестерами»?

Оценка – средний балл за все задания на уроке

Деятельность обучающихся

4. ЭТАП Домашнее задание. Учебник: §6 РТ: № 69, 73

Персональный компьютер как система

7 класс


  • аппаратное обеспечение;
  • программное обеспечение;
  • информационные ресурсы.

Персональный компьютер

Аппаратное обеспечение

Информационные ресурсы

Программное обеспечение

Устройства

Текстовые

Операционная система

ввода

файлы

Устройства обработки

Графические файлы

Системные программы

Звуковые

Устройства хранения

Служебные программы

файлы

Устройства вывода

Прикладные программы

Видео

файлы


Аппаратное обеспечение

Устройства

ввода

Подсистема аппаратного обеспечения выступает в качестве надсистемы для устройств ввода, обработки, хранения и вывода информации

Устройства обработки

Устройства хранения

Устройства вывода


Программное обеспечение

Операционная система

Операционная система – подсистема программного обеспечения и надсистема, в состав которой входят системные и служебные программы.

Системные программы

Служебные программы

Прикладные программы


Информационные ресурсы

Текстовые

файлы

Система информационных ресурсов включает в себя системы текстовых и графических файлов, звуковых файлов, файлов с видеоинформацией и т. д.

Графические

файлы

Звуковые

файлы

Видео

файлы


Персональный компьютер является частью системы «человек - компьютер»

Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом . Различают аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейсы.


Аппаратный интерфейс

Взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.


Программный интерфейс

Взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения.


Аппаратно-программный интерфейс

Взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера. Обеспечивается операционной системой компьютера.


Пользовательский интерфейс

Взаимодействие человека и компьютера. Обеспечивается операционной системой компьютера.


Самое главное

Персональный компьютер – система, включающая подсистемы аппаратного обеспечения, программного обеспечения и информационных ресурсов.

Персональный компьютер – подсистема системы «человек - компьютер». Средства, обеспечивающие взаимодействие между объектами этой системы, называют интерфейсом.

Пользовательский интерфейс – взаимодействие человека и компьютера. Он обеспечивается операционной системой.


Давайте обсудим

1. В состав каких систем входит подсистема «компьютер»? Для каких систем компьютер является надсистемой?

2. Назовите надсистему для объекта «принтер»? В каком отношении находятся объекты «принтер» и «струйный принтер»?

3. Что такое интерфейс? Перечислите виды интерфейса.

4. Что вы знаете о пользовательском интерфейсе?

5. Укажите входы и выходы для системы «компьютер»?


Завершите изображение структуры системы «персональный компьютер»

Персональный компьютер

Аппаратное обеспечение

Информационные ресурсы

Программное обеспечение


Внесите необходимые дополнения в схему

Интерфейс

аппаратный

программный

аппаратно-программный

пользовательский

трехмерный

графический



Рассказать друзьям