Эссе какой телефон мне нужен. Личность коммуникатора и ее характеристики. Сочинение на тему «Личность», «Я личность»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский Государственный Педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Технолого-экономический факультет

Кафедра Технологии и предпринимательства

Эссе на тему:

Успешный руководитель: человек, пример которого меня воодушевляет

Выполнила: студентка 5 курса

ТШИ, гр. Б-1

Григорьева Вероника

Проверил:

Игнатьев Алексей Михайлович

Чебоксары 2010

Введение

Сегодня успешный руководитель - это тот, кто умеет воодушевлять других людей, вести их к достижению поставленных целей и способен убедить членов своей команды без колебаний принять свои жизненные ценности.

Что нужно для того, чтобы успешно строить отношения с людьми, - отзывчивость или потрясающая интуиция? Что требуется для плодотворной работы с людьми - строго соблюдать правила или использовать способности, дарованные нам Богом?

Большинство из нас способно мгновенно определить, когда рядом с нами находится человек, по-настоящему умеющий работать с людьми. Такие люди легко входят в контакт, акцентируют свое внимание на наших положительных сторонах и помогают нам расти. Взаимодействие с ними превращается в позитивный опыт, который вызывает желание проводить с ними еще больше времени.

Некоторых людей можно назвать великими мастерами в области строительства взаимоотношений. В их число входят такие люди, как Дейл Карнеги, Джон Вуден, Рональд Рейган и Норман Винсент Пил. В то же время есть и такие, чье отношение к окружающим делает их мастерами портить отношения. Такую репутацию заслужили Леона Хелмслей, Генри Форд (старший), Фрэнк Лоренцо и Деннис Родман.

Как ни странно, я хочу глубже понять смысл успешности того или иного руководителя. Поэтому целью своего эссе я ставлю изучение качеств успешного руководителя на конкретном примере, примере человека, который меня воодушевляет.

Успешный руководитель: кто он?

Какую цену вы согласились бы заплатить за то, чтобы овладеть навыками работы с людьми? Спросите руководителей ведущих корпораций, какое качество необходимо для того, чтобы стать лидером, и они скажут вам, что это умение работать с людьми. Поговорите с опытными менеджерами по продажам, и они расскажут вам, что знать психологию потребителя гораздо важнее, чем знать характеристики товаров. Побеседуйте с учителями и розничными торговцами, цеховыми мастерами и владельцами мелких предприятий, священниками и родителями, и они подтвердят, что в умении ладить с людьми состоит главное различие между теми, кто достигает вершин, и теми, кто остается ни с чем. Значение навыков работы с людьми переоценить невозможно. При этом не имеет никакого значения, чем вы собираетесь заниматься. Если вы способны располагать к себе людей, значит, вы способны добиться успехов во всем!

Многие люди попадают в капкан ошибочного восприятия человеческих отношений как чего-то само собой разумеющегося. На самом деле способность строить и поддерживать здоровые взаимоотношения - это самый важный фактор роста во всех сферах жизни. Навыки работы с людьми определяют масштаб потенциального успеха. Роберт У. Вудрафф - человек, чьи лидерские качества помогли превратить компанию « Coca - Cola » из мелкого регионального производителя в глобальную организацию и финансовую империю - понимал значение человеческого фактора в процессе достижения потрясающих результатов. В своей книге «Идеальное исполнение» (« Top Performance ») эксперт в области взаимоотношений Зиг Зиглар цитирует бывшего генерального управляющего « Coca - Cola Company ». Зиг говорит, что Вудраффу нравилось раздавать людям собственноручно написанные небольшие заметки:

«Жизнь очень похожа на работу продавца. Все наши успехи и поражения зависят главным образом от того, насколько убедительно мы мотивируем людей, с которыми нам приходится иметь дело, "купить" нас и то, что мы предлагаем.

Руководитель должен обладать определенными качествами, которые безусловно характеризуют его как ведущую единицу. Это – совокупность организаторских навыков, особенностей мышления (способность работать над несколькими проблемами одновременно, устойчивость в ситуации неопределенности), черт характера (настойчивость, энергичность, сензетивность). Я считаю, что любой успешный руководитель (материально состоявшийся человек) – всегда лидер, и тут нет исключений. Если ты умеешь адекватно планировать деятельность предприятия в условиях финансовой нестабильности в мире, если тебя, с одной стороны, отличает настойчивость в принятии решений, а с другой – понимание в отношении к сотрудникам твоей компании – значит, ты обладаешь лидерскими качествами, которые помогут тебе удержать авангардные позиции на рынке. Лидерство – есть составляющая конкурентного фактора, обеспечивающая авансовое преимущество перед компаниями-конкурентами.

Для меня примером успешного лидера являются руководители, интегрирующие инновационные решения, так как они обладают чувством здорового риска, с одной стороны развивая свою отрасль внедрением новых решений, а с другой, делают ставку на еще неисследованный рынок сбыта. «Инновационные лидеры» не являются детищем лишь одной «новой идеи», все их достижения основаны на обширных знаниях, опыте реализации и явились результатом исследования и обработки большого количества информации. Например, основатель компании Google Сергей Брин придумал эффективный механизм автоматического поиска информации в интернете, а Билл Гейтс стал информационным магнатом, создав компанию Microsoft – лидера по разработке программного обеспечения.

Одним из немаловажных факторов успешного руководителя (а именно таким и является лидер) – считается способность понимания персонала, умение чувствовать подчиненных и способность делать ставку на других. Так, мне интересна работа, где руководитель охотно передает свои знания, best practices , которыми он обладает, и всегда готов помочь профессиональному росту своих подчиненных. Работа в крупной компании с таким руководителем и является моей мечтой. Именно в такой компании, на мой взгляд, возможно применение наиболее грамотной структуры управления персоналом. Большие компании могут позволить себе инвестировать в подготовку и профессиональное обучение кадров. В таких корпорациях применяется привлекательные стратегии мотивации персонала, это обусловлено сильной кадровой политикой, ведь именно замотивированные на успех сотрудники компании являются залогом развивающегося бизнеса.

Эффективные отношения руководителя и сотрудников в компании должны строиться по принципу личного примера руководителя. Начальник должен стать образцом высокой самоорганизации, где создание системы адекватной самооценки – есть одна из составляющих. Важной особенностью работы начальника является организация работы подчиненных, одно из главных условий которого - выбор оптимальных элементов работы с персоналом. В сущности, у руководителя имеются три основных способа воздействия на работников: 1) заставить; 2) договориться; 3) создать условия, в которых работник будет сам себя мотивировать (самомотивация).

Пример руководителя, который меня вдохновляет

Такие качества, как способность к принятию быстрого решения, отстаивание собственного мнения, независимость долгое время считались присущими исключительно мужчинам. Но в последнее время ситуация изменилась. Женщины на деле доказали свое право принимать решения. И сегодня мы все чаще слышим словосочетание «женщина-руководитель».

Стереотип восприятия сильной женщины был описан еще классиком: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Здесь, конечно, возникает вопрос: «Кто коня упустил, и кто избу поджёг?». Но это уже другая история…. Изречение же классика полностью подтверждает научные данные о большей адаптивности и жизнеспособности женского организма. Психологи же утверждают, что женщина и на руководящем посту остается женщиной, поэтому ее сила, так же как и в жизни вне работы, заключается в ее слабости. Еще одно довольно распространенное убеждение гласит, что успешная женщина-руководитель компенсирует полным погружением в работу свои неудачи в личной жизни, что на практике зачастую далеко не так.

Каждое из этих мнений имеет право на существование, а в качестве подтверждения их истинности можно найти примеры среди женщин-руководителей. В своем эссе я хочу остановиться на примере именно женщины-руководителя, примере, который меня вдохновляет. Ведь она стала первой женщиной-руководителем , смеющей посягнуть на святая святых мужчин – управление городом Петра. Валентина Матвиенко занимает пост губернатора Петербурга с 2003 года.

Стиль руководства, применяемый В.И. Матвиенко, является сочетанием таких качеств как доброта и строгость, женственность и деловитость, спокойствие и требовательность, мягкость и воля. Большое внимание уделяется ею установлению конструктивных отношений с центральными и региональными органами власти, что обусловлено стремлением искать и находить поддержку, готовностью к сотрудничеству. Гибкость и дипломатичность в сочетании с настойчивостью позволяет В.И. Матвиенко эффективно строить взаимоотношения с деловыми партнерам, находить у них взаимопонимание и поддержку. Сочетание эмоциональности и спокойной реакции на критику, а так же чувствительности и интуиции позволяют В.И. Матвиенко использовать гуманистический подход и социальную поддержку, а также легко адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. В.И. Матвиенко достигает успеха не в результате копирования мужского стиля управления, а посредством творческого использования своих способностей, реализации внутренне присущих ей черт и качеств. Сегодня у нее формируется новый подход к управлению. Оно должно стать менее иерархичным, более гибким, быстрым и подвижным. Управленец новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих подчиненных. Таким образом, выше сказанные качества более востребованы в современном управлении. Управленцы, эффективно применяющие так называемый «женский» стиль руководства, получают более высокую общественную поддержку, нежели при использовании традиционно мужских методов управления. Маргарет Тэтчер, чей престиж намного превышал репутацию любого другого британского лидера со времен Черчилля, сказала: «Успех женщине сопутствует всегда, когда она остается женщиной».

В имидже В.И. Матвиенко в большей степени выражены мотивы достижения и аффиляции, то есть умение ставить цели и достигать их. Также она отличается отсутствием авторитаризма и стремлением к сотрудничеству, что нравится пожилым и малоимущим избирателям.

Достижения Валентины Ивановны в государственном управлении - блестящий пример женского стиля руководства, в котором сочетаются гибкость в общении, склонность к компромиссу и диалогу в решении конфликтных ситуаций, способность не только понять, но и прочувствовать чаяния людей, умение экономно, по-хозяйски расходовать бюджет и вместе с тем сильная воля, упорство в достижении цели. По мнению Валентины Матвиенко, менталитет нашего общества пока мужской, поэтому она чувствует двойную ответственность. Не случайно она последовательно отстаивала в правительстве идею изменений в избирательном законодательстве, направленных на увеличение числа женщин на всех политических уровнях. С полным правом и не без оснований Валентина Ивановна считает: «Увеличение числа женщин в политике сделает ее более гуманной, направленной к людям, отвечающей интересам людей».

Заключение

матвиенко лидерство инновационный конкурентный

А.П.Лукошкин (ректор ленинградского института авиационного приборостроения): ... самое основное для руководителя способность к стратегическому мышлению. Еще проницательность, любовь к людям, умение исключительно внимательно к ним относиться. Сила руководителя в создании школы, воспитании учеников. А любить людей руководитель должен обязательно.

По моему, эти слова можно отнести и к стилю руководства Валентины Матвиенко. Матвиенко, как успешный руководитель является не только хорошим организатором, умеющим наладить деловое общение между людьми, но и глубоко эрудированным, высоко культурным человеком, обладающим внутренней самостоятельностью, смелостью, способностью создать команду единомышленников, вдохновляющим и ведущим их за собой. Ведь без умения со стороны руководителя наладить деловое общение с подчиненными, партнерами, установить деловые связи невозможны ни эффективное управление, ни эффективное производство.

Достижения Валентины Ивановны в государственном управлении - блестящий пример женского стиля руководства. Ее пример как успешного руководителя, является для меня собирающим образом, в котором отражены все качества, которыми должны обладать настоящие руководители.

Список литературы

1. Барышева А. Что бы у фирмы было «завтра»//Управление персоналом.-2000-№5.-С49-52

2. Газета "Коммерсантъ С-Петербург" 188 (4005) от 16.10.2008

www . zaks . ru / new / archive / view /73209

3. Комаров Е.И. Деловитость женщины – руководителя. // Управление персоналом. – 1998. - №7

4. Максвелл, Дж. Лидерство: 25 ключевых принципов построения взаимоотношений с людьми / Дж. Максвелл; пер. с англ. О. Г. Белошеев. - Мн.: «Попурри», 2006. - 368 с. - ISBN 985-483-782-3

www . businessman . in . ua

www . rusconsult . ru / cms - news . php

www.iteam.ru Стратегическое управление section_33/article_2912

www . finansmag . ru /26184

news . yandex . ru Валентина Матвиенко

www . mr 7. ru / wiki / Матвиенко

Введение

Коммуникативная компетентность рассматривается, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаимодействует с людьми.

Коммуникация также является основным видом деятельности для социального - педагога, выражающаяся в передаче исторического опыта, накопленного человечеством в области знаний, взаимоотношений людей, организации учебно-воспитательной деятельности, в воспитательном и развивающем воздействии на учащихся. Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям в педагогической деятельности. Проблема общения, коммуникации является фундаментальной проблемой психологии, а само понятие общения, коммуникации является базовой категорией психологической науки.

На основе анализа различных подходов к определению структуры коммуникативных способностей была выработана структура, объединяющая концепции нескольких авторов. Она делит коммуникативные способности на две составляющие. Это, во-первых, социально-перцептивные способности, умения, навыки. К ним относится эмпатия, социально-психологическая наблюдательность, социально-психологическая рефлексия, социально-психологическая перцепция, рефлексивно-самооценочные свойства, контактность (способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения). Во-вторых, это перцептивно-рефлексивные способности личности, выражающие способности отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, членом которой является личность, а также способности к пониманию места и роли в группе каждого из участников, в том числе и самого себя.

На данный момент существует много методик развития коммуникативных способностей. Одним из способов стимулирования и развития этих способностей является социально-психологический тренинг, который ориентирован на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения. Он помогает развивать способности у детей различных возрастов, у людей различных профессий. В отечественной психологии социально-психологический тренинг подробно рассмотрен в работах Г. А. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, А. А. Бодалева, А. И. Донцова, Ю. Н. Емельянова, Л. А. Петровской, С. В. Петрушина, В. Ю. Большакова.

Объект исследования коммуникативная компетентность.

Предмет исследования – развитие коммуникативной компетентности общения.

Цель исследования – изучить особенности развития коммуникативной компетентности общения.

Задачи исследования:

1. Дать общую характеристику общения и коммуникативных навыков;

2. изучить особенности коммуникативной сферы личности;

3. рассмотреть методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.

1.1. Особенности коммуникативной сферы личности

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения, так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

    Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

    Социально-психологический программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

    Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно - интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)

Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения).

Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)

Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Каждая из этих составляющих требует специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и, прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.

В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы: длительное эмоциональное “заражение” проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.

Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно, оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать “ход” общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности

Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона и речевой громкости.

В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих – кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия “коммуникативный потенциал личности”.

Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

    Творческое мышление;

    Культуру речевого действия;

    Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

    Культуру жестов и пластики движений;

    Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

    Культуру эмоций.

Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.

Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.

1.2.Проблема коммуникативной деятельности в трудах отечественных авторов

Теоретическое осмысление коммуникативной деятельности позволит нам в определенной степени прогнозировать дальнейшее развитие явлений общественной жизни и более четко определить роль и место в этих процессах социального работника, то есть человека, профессиональной обязанностью которого является общение с людьми.

Для социально-психологических исследований общения характерен глубокий интерес к закономерностям взаимодействий индивида с группой, где происходит становление духовного мира личности, и проявляются индивидуально-психологические особенности деятельности. В связи с этим межличностные формы общения рассматриваются на фоне целостного функционирования группы, ее психологического климата, групповой динамики, групповых ценностей, потребностей, мотивов деятельности и интересов. Общение рассматривается в тесной связи с процессом образования и развития группы как целостной системы, социальные психологи (Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.Л.Петровская, Б.Д.Парыгин и др.) склоняются к выделению в целостном процессе общения нескольких взаимосвязанных аспектов. Общение рассматривается как обмен информацией (коммуникативная сторона общения), как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения), как отношения, складывающиеся между людьми в процессе совместной деятельности. В каждом из этих аспектов, в свою очередь, есть различные уровни: от смыслового (мотивационно-целевого) до «технического» (операционного). Психологический аспект общения предполагает изучение его как межличностного взаимодействия, общения на уровне индивидуального бытия человека, его сознания и психики.

Принципиальное значение имеют работы А.А.Бодалева и его учеников, в которых раскрываются гностические, аффективные, практические характеристики общения и их взаимосвязи. Это, прежде всего, изучение социально-психологической перцепции и рефлексии, их связи с поведением и эмоциональным настроением коллектива и личности. Общение, как справедливо утверждает А.А.Бодалев, является одним из основных видов деятельности людей, выявляет основные их характеристики, оказывает влияние на весь ход формирования, на отношение друг к другу, к самим себе.

Таким образом, социально-психологические теории рассматривают общение как сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно как взаимодействие индивидов, и как обмен информацией, и как отношение людей друг к другу, и как взаимное влияние друг на друга. Социологический подход к проблеме общения позволяет рассматривать формы общения как опосредованные условиями и организацией труда, формами трудового взаимодействия, распределением функциональных обязанностей, власти, ответственности и подчинения, стилем и методами управления и руководства.

В процессе воспитания всегда выступают как минимум два субъекта -воспитатель и воспитанник, которые взаимодействуют, обмениваются информацией, вступают в определенные отношения, которые формируются и развиваются, оказывают влияние друг на друга. Поскольку все перечисленные выше характеристики входят в содержание понятия общение, то мы можем сделать вывод, что категория общения является также и предметом изучения педагогики.

Видные представители педагогической науки С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко внесли значительный вклад в решение проблемы общения, в ее педагогический аспект. Они единодушно подчеркивали необходимость коллективных начал в сотрудничестве учащихся и учителей.

В своих трудах С.Т.Шацкий неоднократно подчеркивал общественную и исследовательскую природу деятельности педагога: «Педагог - общественный работник с широким горизонтом, педагог - организатор своего дела, педагог - умелый наблюдатель и исследователь...». Наблюдения и практические выводы С.Т.Шацкого относительно педагогического общения в процессе обучения остаются актуальными и значимыми и по сей день. А.С.Макаренко внес фундаментальный вклад в педагогическую науку, уделяя особое внимание вопросам педагогического общения в ходе целостного воспитательного процесса. Основными чертами его педагогической системы были гуманизм, оптимизм - умение видеть в каждом воспитаннике положительное и проектировать в нем лучшее, учитывая индивидуальные особенности в организации межличностных отношений в коллективе.

Проблема взаимоотношений в педагогических системах является одной из центральных в последних работах В.А.Сухомлинского. В этих работах неоднократно встречается термин «общение», которое, однако, нельзя считать предметом теоретического анализа В.А.Сухомлинского. Особенно большое внимание он уделяет проблеме общения учителя с детьми, высказывая много интересных мыслей по поводу того, каким должно быть это общение по содержанию, форме, стилю и т.д. Анализ предыстории и истории проблемы общения в педагогике подробно сделан в работе А.В.Мудрика. Анализируя общение как педагогическую категорию, А.В.Мудрик выделяет основные этапы педагогического воздействия на общение воспитанников: через систему подготовки к общению; через организацию общения школьников; через корректировку общения. В системе подготовки школьников к общению А.В.Мудрик отмечает следующие направления: развития тех личностных особенностей учащихся, которые играют кардинальную роль в общении; формирование определенных социальных установок в сфере общения; развитие ряда коммуникативных умений.

Б.Ф.Ломов рассматривает общение как одну из важнейших самостоятельных категорий психологии и дает его системный анализ. Согласно выводам исследователя, общение и деятельность выступают как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Суть такого подхода состоит в том, что общение рассматривается как специфическая система межличностного взаимодействия, структура и динамика которого не могут быть сводимы к последовательно сменяющим друг друга воздействиям, что характерно для деятельностного подхода.

2Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути ее повышения

2.1. Общая характеристика общения и коммуникативных навыков

Коммуникация является одной из основных форм активности человека, без которой невозможны другие формы активности как деятельность, познание и рефлексия (как автокоммуникация).

Коммуникация осуществляется в процессе прямого или косвенного взаимодействия людей. Продуктивность трудовой, познавательной, мыслительной деятельности, жизнеспособность человека в значительной мере зависят от его способности к общению, от коммуникативной компетентности.

Способность к общению - это природный дар человека, который развивается и изменяется в течение всей его жизни. Без человеческой коммуникации индивид не может стать полноценным социальным субъектом.

В современном обществе резко возросла роль коммуникации благодаря росту и расширению межличностных, межрегиональных и международных связей в области политики, экономики, науки, культуры, во всех сферах жизнедеятельности человека.

Коммуникация все более усложняется, становясь мощным действенным средством, организующей силой, оказывающей влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Коммуникация стала особо важной составляющей системы оснований и условий становления, функционирования и развития общества, а также достижения благополучия людьми. Эффективность деятельности и благополучия индивида зависит от своевременного получения качественной разнообразной информации из разных областей жизни общества, от коммуникативного взаимодействия с людьми в разных сферах деятельности, от установления взаимопонимания с окружающими людьми в сферах активной его деятельности, при наличии соответствующих личностных и психологических качеств здорового человека, необходимых для коммуникации. Совокупность индивидуально-психологических и личностных качеств, необходимых для продуктивной коммуникации, определяет коммуникативную компетентность человека.

Жизнь человека без общения невозможна. Психологическое и личностное развитие человека находится в фундаментальной зависимости от коммуникации, т. е. общение рассматривается как фактор психического и социального развития человека. Без него невозможно полноценное формирование ни одной психической функции, психического процесса, психических свойств, личностных качеств человека.

Нет в науке однозначного понимания сущности коммуникации. С одной стороны, коммуникация - это «в широком смысле перемещение чего-то с одного места на другое. Перемещаться могут сообщения, сигналы, значения и т. д. У передающего и принимающего устройства должен быть общий код, чтобы интерпретировать значение информации, содержащейся в сообщении без ошибки. С этих общих позиций коммуникация объясняет полезные для психологии развивающиеся модели взаимодействия, процессы памяти, физиологические функции, язык и т. д.» С другой стороны, коммуникация - это «сообщение или фактическая информация, которые передаются».

Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить, люди должны взаимодействовать. Общается всегда деятельностный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовать общественную деятельность людей и обогатить ее новыми связями и отношениями. Человек всегда находится в режиме общения с собой или окружающими людьми.

В психологическом словаре (1990) коммуникация определяется как «смысловой аспект социального взаимодействия». Отмечается, что любое действие индивида прямо или косвенно имеет коммуникативный аспект. Как основная функция коммуникации выделено достижение социальной общности при сохранении индивидуальности ее членов, которая может в отдельных коммуникативных актах выражаться в функциях управленческой, информативной, эмотивной и фатической (связанная с установлением контактов). В соответствии с этими функциями коммуникативный материал может носить побудительный (убеждение, внушение, приказ, просьба), информативный (передача реальных или вымышленных сведений), экспрессивный (возбуждение эмоционального переживания), фатический характер.

Многие авторы не делают различия между коммуникацией и общением. К примеру, Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков (1999) пишут, что «общение - это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и т.д. и т.п.

Более пространное объяснение содержания общения дает Е.И. Рогов: «Общение - 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера».
При обсуждении сущности коммуникации и общения выдвигаются различные модели коммуникативного процесса. Несмотря на различия между ними, они непременно содержат такие составные части как коммуникатор (кто передает сообщение), сообщение - информация, канал связи и коды сигналов, реципиент (кому направлена информация). Чтобы информация была доступна и понятна реципиенту, необходимо пользоваться одинаковыми способами кодирования и декодирования информации. Психологическое исследование способов кодирования информации впервые было предпринято Дж. Брунером (1977). Он рассмотрел три способа кодирования информации - действенный, образный и символический.
В структуре интеллекта переработка информации происходит через знак (словесно-речевой способ кодирования информации), через образ (визуально-пространственный способ), через чувственное впечатление (чувственно-сенсорный способ).

Люди отличаются предпочтением того или иного способа кодирования информации. Пониманию и адекватному восприятию информации способствуют сформировавшиеся у субъекта в сознании когнитивные схемы - обобщенные и стереотипизированные формы хранения информации в виде прототипов, схем, сценариев и т. д., а также семантические структуры - индивидуальная система значений (вещей, жестов, слов, событий и т. д.). В общефилософском плане понятие «общение» охватывает очень широкий класс различных форм и уровней социального взаимодействия людей.

По мнению В.Ф. Ломова (1984), общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, специфическая форма активности субъекта. Общение предполагает прямое или косвенное взаимодействие людей, которое влияет на формирование и развитие различных форм и уровней психического отражения, психическое развитие общающихся.
При этом он отмечает, что общение - это реальный многогранный процесс взаимодействия людей, материальных субъектов общественной жизни, в процессе, которого происходит взаимный обмен представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами, опытом и т. д. Результатом общения является не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком, с другими людьми; изменения в сознании, поведении и свойствах, образа или идеи, психических функций, состояний общающихся людей.

Общение рассматривается как субъект-субъектное взаимодействие, обладающее информационной, интерактивной и перцептивной функциями. Однако, в современных условиях значительная часть информации передается через средства массовой информации без непосредственного субъект-субъектного взаимодействия.

Содержание коммуникации весьма разнообразно и происходит в различных ситуациях, разными средствами, с разной целью. Коммуникация осуществляется как в случае передачи сигналов об опасности с помощью там-тамов между африканскими племенами, так и с помощью современных средств массовой информации.

О том, насколько трудноразличимы понятия «коммуникация» и «общение», говорят два следующих определения, данные В.М. Курбатовым (1997): «Коммуникация - акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщение информации одним лицом другому. В более узком смысле - процесс передачи информации от отправителя к получателю (от коммуникатора к реципиенту)». «Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия между людьми, в котором происходит взаимообмен деятельностью, информацией, эмоциями, навыками, умениями, результатами труда». В.А. Лабунская (2001) отмечает, что «общение - это универсальная реальность, в которой человек существует в течение всей жизни».

Использование терминов «коммуникация» или «общение» зависит от автора, никакой смысл он вкладывает в содержание этих понятий. В любом случае использования этих понятии речь идет о передаче и приеме информации, влиянии информации на участников коммуникации друг на друга на основе восприятия опять же информации или участниками коммуникации друг друга.
Человек социален по своей природе, и поэтому он не может существовать без коммуникации с окружающими людьми. Как отмечает Б.Ф. Ломов (1984), потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Если обратиться к иерархии потребностей, определенной А. Маслоу, то потребность в общении проявляется в разной мере на всех ступенях иерархической лестницы потребностей, начиная от витальных потребностей до потребности самоактуализации, постепенно развиваясь через удовлетворение потребностей в безопасности, принадлежности к обществу других людей, самоуважении за счет признания другими людьми. Удовлетворение потребности в общении способствует возникновению и развитию других потребностей человека: когнитивных, эстетических, эмоциональных, морально-нравственных и др. В свою очередь, удовлетворение любых потребностей человека детерминировано прямо или косвенно коммуникацией. Человек вступает в коммуникацию с другими людьми не только ради удовлетворения коммуникативной потребности, а, главным образом, для удовлетворения любой другой человеческой потребности.

Завершая краткое обсуждение роли коммуникации в современном обществе и сущности понятий «коммуникация», «общение», следует отметить, что коммуникация необходима человеку как вода и воздух. Без коммуникации невозможна жизнь человека: его развитие, взаимодействие с окружающими людьми, деятельность.

Доказательством решающего значения человеческой коммуникации для развития человека являются многочисленные примеры отставания в психическом развитии детей, по каким-то причинам воспитывавшихся в среде зверей. Отставание в их развитии было настолько велико, что никакими усилиями не удавалось поднять уровень их развития до нормального человеческого. Они оказались неспособными к овладению человеческой речью. Даже лишение ребенка эмоционального контакта со взрослыми негативно сказывается на психическом и физическом его развитии. В случае воспитания детей в домах малютки, даже при хорошем кормлении и соблюдении гигиенических процедур, но без ласки, без общения с ними, наблюдается феномен «госпитализма». Это явление приводит к высокой смертности в таких детских учреждениях.

Эффективность процесса коммуникации, достижения ее целей, зависит от способности индивида к коммуникации. Главным показателем коммуникативной способности индивида является его коммуникативная компетентность. Многими психологами коммуникативная компетентность определяется, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (А.А. Крылов, Е.В. Прозорова и др.).

Коммуникативная компетентность личности характеризуется умениями легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к участию в общественных и групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребности людей в широком, интенсивном общении.

2.2. Развитие коммуникативной компетентности

Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом. Проблема диагностики компетентности не решается одним лишь информированием испытуемого о результатах тестирования – суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики, таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения.

Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения.

Специальная помощь требуется только в том лишь случае, когда возникают трудности в валидизации осваиваемых средств, связанные с неумением получать и давать адекватную обратную связь. Здесь весьма эффективны формы групповой работы в стиле групп самоанализа, где участники получают возможность верифицировать свои определения коммуникативных ситуаций в процессе сравнения мнений всех членов группы. Немаловажным преимуществом групповых форм работы является и то, что одним из её продуктов может быть создание новых средств анализа, большим достоинством которых является их эксплицированность в процессе формирования, а следовательно и возможность изначального корректирования.

Но большим достатком группового анализа является то, что здесь могут быть использованы единые процедуры диагностики и совершенствования системы средств ориентировки коммуникативных действий.

Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так и представленного в художественной форме, даёт не только возможность “тренировки” приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют своё взаимодействие, понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения собственной компетентности.

Важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий “в уме” является составной частью нормального протекающего коммуникативного действия. Способность человека действовать “в уме” может быть целенаправленно использована для обеспечения “контролируемой спонтанности”, являющейся важной характеристикой компетентного коммуникативного поведения.

Групповой тренинг, как видно из вышеизложенного, является хотя и весьма эффективным, но далеко не единственным средством развития коммуникативной компетентности. Человек овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивая культурное наследие, наблюдая за поведением других людей, проигрывая в воображении возможные коммуникативные ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.

Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать, как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие. Диагностика является в первую очередь процессом самоанализа, а развитие – процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

Заключение

Для развития коммуникативной компетентности важны самопознание, саморефлексия - способность сравнивать, сопоставлять собственное видение себя с оценками других участников взаимодействия. Развитие коммуникативной компетентности предполагает двоякий процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков; с другой стороны, коррекция, изменение уже сложившихся их форм. Субъект-объектный подход к формированию коммуникативной компетентности содействует выработке поведенческих умений в коммуникации. В какой-то мере такой подход можно осуществлять на основе бихевиористского подхода по принципу «стимул - реакция».

Коммуникативная компетентность - это нравственно-психологическая категория, регулирующая всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе как синтезу обоих миров.
Характер коммуникативной активности индивида зависит от его коммуникативной компетентности, признаваемых им коммуникативных ценностей, от специфики мотивации и потребностей в общении.

Развитие коммуникативной компетентности предполагает использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект-субъектных - продуктивных, личностных сторон общения, так и субъект-объектных - репродуктивных, операциональных составляющих. Коммуникативную компетентность можно развивать, опираясь на разные мотивы личности:
- ситуативно-проблемные;

Материальные;

Социальные;

Профессиональные;

Духовные;

Персональные или личностные.

Развитие коммуникативной компетентности в онтогенезе происходит по мере развития характера и направленности умственной и общей активности.
Коммуникативной компетентности характерна высокая степень включенности эмоциональной сферы в процесс коммуникации (учет эмоционального состояния партнера, эмоциональное воздействие, создание эмоциональной атмосферы доверия).

Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной форме; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат. А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания.

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.

Глоссарий

п/п

Понятие

Определение

Социально-психологическая компетентность

способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Рефлексия

процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Сензитивность

характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям.

Социально-психологический тренинг

область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении.

Тренинговая группа

группа, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия.

Группа

Совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков

Общение

Обмен информацией между людьми, их взаимодействие

Поступок

Сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений

Бодалев А. А. Личность в общении. – М.: Просвещение, 1989. – 228 с.

Аверченко Л.К. Управление общением. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 268 с.

Брудный А. А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989. – 128 с.

Куницына В.Н, Казаринова Н.В, Погольша В.М. Межличностные отношения. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

Столяренко Л.Д. Общая психология. – Ростов: Феникс, 2003. – 736 с.

Психологический словарь / Под ред. А.В., Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1991. – 480 с.

Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект-Пресс, 2000. - 285 с.

Руденский Е.Н. Социальная психология. – М: ИНФРА-М, 2001. – 148 с.

Приложения

А

Бгажноков Б. X. Личностно и социально-ориентированное общение
// Материалы Всесоюзного симпозиума по теории коммуникации. - М.: Наука, 1972. – С.7-11.

Лично я ставлю общение с людьми на первый план, а саму деятельность на второй. Мне совершенно всё равно, чем я занимаюсь в данный промежуток времени. Приоритетная цель – это комфортная психологическая среда, которая достигается нужными людьми, нужным уровнем отношениями, которые в свою очередь достигаются нужными словами в разговоре. Это моя философия общения.

Абсолютно все результаты тестов, которые я выполнял на парах, отражают моё истинное поведение в общении. Например, в первом тесте я получил следующий результат: “У тебя есть проблемы в общении с людьми, кто-то считает тебя замкнутым и неразговорчивым. Ты предпочитаешь всё делать один. Тебе тяжело выступать перед аудиторией”. Я бы не сказал, что я предпочитаю всё делать один. Хотя, последнее время, я понял, что учитель – это профессия для одиночки. Тебе не нужна группа помощников, чтобы вести уроки, тебе не нужен напарник, чтобы составлять планы дальнейших занятий, выступлений. В колледже нас готовят к будущей профессии именно с помощью такой коллективно-групповой формы обучения (на практике – работа 3-5 человек, на другой практике – 2-3) . Никто не вспомнит про группу учителей, которые сделали превосходный урок. Люди запомнят одного, который придумал новую методику, ввёл новое понятие, новую теорию, и будут нести его идеи в массовое сознание. Только такие люди способны переворачивать сознание людей, и я всю жизнь буду стремиться к такому туманному идеалу человека. И пусть общество будет называть таких людей безумцами. Я буду называть их – гениями. Ведь только безумец верит, что ему под силу изменить мир.…И потому меняет его.

Я не стал расплываться на несколько тестов, потому что было сказано, что одной страницы эссе достаточно, но, как видно, рассуждать и растягивать свои мысли можно по одному тесту на много-много страниц, учитывая тот факт, что я кратко разобрал лишь часть своего результата теста. Вот, например, фраза: “Тебе тяжело выступать перед аудиторией”. Неоднозначная фраза, которая, на первый взгляд, говорит о том, что я испытываю определённые проблемы в общении с людьми. От части, может быть, это и правда, но есть и некоторые нюансы. Я решил совсем немного покопаться в себе, и узнал, что я действительно испытываю дискомфорт во время выступления перед аудиторией. Я наблюдал за собой в течение всего полугодия, а особенно сильно обращал внимание на курс “Риторики”, который ведёт у нас Марина Ивановна. Я тщательно анализировал каждое своё выступление, даже, если к нему толком не готовился. Получаются следующие результаты:

  • Довольно агрессивно отношусь к любой (конструктивной или неконструктивной) критике ВО ВРЕМЯ выступления.
  • Особенно раздражают мелкие замечания, убивающие весь темп выступления.
  • Возраст и пол перебивающего меня совершенно не интересует.

После того как я сделал для себя некоторые выводы, я задумался: почему они именно такие? Почему я проявляю агрессию к критике? Всё оказалось гораздо сложнее, чем я мог себе представить. Я долго думал, и оказалось, что эта агрессия родилась ещё в детстве, когда я только-только переступил порог средней школы. В пятом классе обычной средней общеобразовательной школы, с обычным учителем русского языка и литературы, мы проходили тему “Фонетика”. Это была единственная тема, которую я очень плохо понимал. Меня очень сильно раздражал сам факт анализа каждой буковки, который ни на что толком не влияет. Просто мы делали это, потому что это должно было расширять наши знания. У меня была мотивация учиться и узнавать что-то новое, но мне чертовски не хватало времени и помощи взрослых. Мои родители очень плохо помогали мне с уроками, потому что сами плохо усваивали школьную программу, а уж объяснить её ребёнку это не представлялось возможным. Тогда, единственным вариантом выхода из этой ситуации было обучение этим знаниям в школе.

Это была обычная школьная неделя. Мы сидели на самом обычном уроке русского языка и делали фонетический разбор слова. Учительница специально вызывала меня к доске, чтобы я попробовал разобраться с этой темой. Тогда я не понимал, почему она постоянно ко мне придирается и вызывает меня к доске, но теперь, когда я сам учусь в педагогическом колледже, я понимаю её намерения. Она делала это целенаправленно, чтобы я лучше закрепил материал. Как и любой ученик, я начинал делать разбор, но всегда испытывал сложности с разбором каждого звука, потому что просто где-то когда-то что-то мне не объяснили, ну или я что-то не понял. Было очень неприятно слышать насмешки одноклассников. Кто-то равнодушно смотрел, как я отвечаю, кто-то подсмеивался, а кто-то боялся, что его тоже могут вызвать к доске. Всё это очень сильно давило на меня. Была очень страшная психологическая атмосфера. Все боялись выйти к доске. Теперь я понимаю, в чём была причина всего этого. Когда я начинал делать анализ звука, то всегда сталкивался с проблемой определения глухости-звонкости и твёрдости-мягкости. Мне нужно было время, чтобы подумать, проговорить звук про себя и вслух. Мне нужно было совсем немного больше времени, чтобы проанализировать ситуацию, но только время мешало мне это сделать. Тогда, когда я начинал “тупить” у доски, учительница с начала кричала, высмеивала, а когда понимала, что это может затянуться на долго, то просто сажала меня на место и ставила двойку. Так продолжалось около трёх или четырёх раз в течение недели. Я просил не так уж много. Мне нужно было лишь немного времени. Причём самым переломный момент, а точнее моменты, были тогда, когда я уже почти готов был сказать ответ, как тут учительница подсказывала мне или говорили ответ за меня. Это продолжалось постоянно, и настолько въелось мне в голову, что на подобные подсказки и советы у меня автоматически вырабатывается крайне агрессивная реакция. С тех пор многое изменилось, но пробелы в морфологическом разборе, а также трудности при ответе у доски сохранились у меня на всю жизнь. Конечно, нельзя смотреть на эту ситуацию только с моей стороны, потому что это эгоистично. У учительницы ограниченное количество времени, и она не может заниматься с одним учеником, когда большая часть класса усвоила этот материал. Как будущий учитель – я её понимаю, как никто другой, поэтому и не держу зла на неё. Мы оба оказались просто заложниками этой паршивой системы образования.

Со временем, я поборол все эти проблемы внутри себя. Я достаточно хорошо подтянулся в плане публичных выступлений, и в этом нет никакой заслуги моего курса “Риторики” в колледже. Все свои проблемы я закрыл в той же школе, когда мы защищали проекты в десятом и одиннадцатом классе перед советом директоров, а также перед коллегией учителей множество раз. Я бы даже сказал, что этот курс не научил меня практически ничему. Говорить красноречивей я не стал, а мой словарный запас едва ли повысился на пару тройку слов. Я просто лишний раз убедился в том, что самообразование и самостоятельная (одиночная) подготовка к трудовой деятельности, например, к публичным выступлениям, обязательно принесёт тебе плоды, при условии, конечно, если ты стараешься и вкладываешь душу.

Я не понимаю, кто учит таким приёмам ведения уроков. Простая ситуация на паре по “Риторике”. Человек вышел с речью. Человек тщательно готовил её дома, прорабатывая интонацию, работая над структурой. Одним словом – человек старался. Он выходит к доске и начинает рассказывать. Тут, ни с того, ни с сего, его перебивает учитель и начинает корректировать его речь по ходу выступления. Падает темп речи, каждый раз меняется настроение выступающего после очередного перебивания, и не в лучшую сторону. Педагог руководствуется железным аргументом: “Я лучше буду корректировать вашу речь сейчас, чтобы потом где-нибудь на экзамене у вас не было проблем”. Всё вполне логично и очевидно. Но нужна ли нам такая корректировка? Когда я учился в школе, то нас критиковали только тогда, когда мы заканчивали своё выступление. Нам давали возможность донести свою, пускай и корявую, но логически законченную мысль до конца. Каждому давали возможность ошибиться и не жалели на это ни времени, ни сил. Только так я научился более или менее красиво и связанно выражать свои мысли. Я не люблю хвастаться и ставить себя выше других, но, когда несколько раз выступил со своими речами на паре, то я почувствовал непреодолимое преимущество над подавляющим большинством своих одногруппников. Всё было очень просто. Я уже имею опыт публичных выступлений, а они нет. К концу первого полугодия ничего не изменилось. Я до сих пор чувствую этот разрыв, когда я могу выйти к доске и начать говорить абсолютно на любую тему так, что слушать будет интересно, даже при условии, что я буду нести полную чушь, а другой человек выйдет и два слова связать не сможет, даже, если этот материал ему очень близок по душе. Да, это звучит крайне “павлинисто”, и здесь моё эго возвышается до небес, но я совсем этого не хочу. Я просто описываю то, что происходит в реальности. Конечно, есть и те, кто так же, как и я выходят отвечать и очень даже замечательно показывают свои ораторские навыки, но их можно сосчитать по пальцам одной руки.

На данный момент я готовлюсь ко второму полугодию. Скоро мы пойдём на самую главную и важную практику в моей жизни. Наконец-то мы будем давать уроки в начальной школе. Я максимально оттачиваю свой стиль общения с детьми, ровесниками и взрослыми. Я работаю над собой. В частности, хорошей подготовкой к проведению уроков является это эссе. Я бесконечно счастлив не только выступать перед людьми, но и анализировать свои выступления. Я счастлив, анализировать результаты этого теста, потому что я развиваюсь, двигаясь вперёд. С каждым годом я всё чаще и дольше окунаюсь в детскую психологию общения, всё больше общаясь с учениками начальной школы. Я начинаю вникать в тонкости общения с младшим поколением. С гордостью могу сказать, что я не ошибся профессией. Я буду продолжать идти вперёд, изучая психологию общения, риторику и другие психолого-педагогические дисциплины и междисциплинарные курсы в надежде стать настоящим профессионалом в своей области!

Эссе на тему “Какой я в общении?” обновлено: Июнь 7, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Сочинение на тему «Мобильный телефон» 4.14 /5 (82.86%) 7 votes

В современном веке развития информационных технологий некоторые аспекты улучшения жизни людей, в частности, мобильные телефоны, стали настолько популярными и начали появляться у такого большого количества людей, это сразу вызывает некоторые вопросы. В конце концов, еще каких-то десять-пятнадцать лет назад мобильные телефоны вовсе не были так распространены, но, тем не менее, люди жили не хуже, а может даже и лучше, чем сегодня. Через все это можно задаться вопросом о том, является ли мобильный телефон роскошью или необходимостью.

Сначала нужно назвать все те преимущества, которые дает мобильный телефон. Их не так много, но они весьма существенны. Во-первых, благодаря мобильному телефону с человеком можно связаться в любое время. Люди — сами по себе существа мобильные, мы очень часто куда-то идем, передвигаемся, находимся вне дома. Во время этого процесса кому-то может понадобиться с нами связаться, ведь жизнь часто непредсказуемое и преподносит неприятные сюрпризы. Если бы мобильного телефона не было, такая связь была бы невозможной. Но благодаря ему с любым человеком можно поговорить в любое время. Связанной с мобильным телефоном преимуществом является также и услуга текстовых сообщений. Далеко не всегда у человека есть возможность и желание объясняться голосом, гораздо проще и удобнее написать СМС. Кроме того, современные мобильные телефоны стали многофункциональными, с их помощью можно играть, выходить в Интернет и даже читать книги. Все эти новшества в жизнь человека связаны с его использованием мобильного телефона, все они — благо.

Недостатки мобильного телефона тоже существуют, но они все же пока не столь существенны. Во-первых, нельзя сказать, что мобильный сигнал и его влияние на жизнь и здоровье человека сегодня уже хорошо изучен. Вполне можно предположить, что он негативно сказывается на здоровье человека. Во-вторых, постоянное использование мобильного телефона немного перегружает человека информацией. С мобильным телефоном, на который тебе постоянно звонят или пишут, гораздо сложнее почувствовать себя в одиночестве, а люди иногда этого очень хотят. В конце концов, иногда общение по мобильному телефону отвлекает от более важных дел.

Подводя итоги, можно точно опровергнуть, что мобильный телефон является роскошью — сегодня цены на эти устройства не столь высокие, вряд ли есть много людей, которые не используют мобильные телефоны, потому что не могут их себе позволить. Ответ на вопрос о том, является ли он необходимостью, все же неоднозначна, ведь раньше люди без него прекрасно обходились. Но в то же время все-таки думается, что с мобильными телефонами людям стало жить намного удобнее и проще. В крайнем случае, если он надоедает, его можно просто отключить.

С русским переводом на тему использования мобильных телефонов (Mobile phones in my life ) для школьников, студентов, начинающих изучать английский язык, и всех тех, кто интересуется английским или не может жить без мобильных телефонов. Роль мобильных телефонов в нашей жизни велика . Хорошо это или плохо? Что говорят психологи, об использовании мобильных телефонов детьми? В комментариях пишите свои мнения о роли телефонов в вашей жизни (буду рада, если вы будете делать это на английском языке).

Сочинение на английском «Mobile phones in my life»

We live in the time when we are surrounded by various devices. Many people can’t imagine their lives without using a mobile phone. I can say that I’m not an exception too J Maybe 10 years ago they were not so popular. My parents even say that they didn’t have phones and their life was very interesting. But I can’t understand them. Nowadays mobile phones play a vital role in our life, I think so.

Many children (even 1 st form) ask their parents to buy them mobile devices, saying that everybody in their classes has mobile phones.

As for me, I have … (марка телефона). It’s not iPhone 6, but I’m proud of my mobile device. I listen to music, watch videos, and communicate with my friends with the help of mobile. I’m sure it’s difficult to find a pupil who can live without chatting in vkontakte, facebook, viber or posting photos in instagram. I like to make photos (I photo everything I see: delicious food, beautiful nature, unusual thinks; I like to make selfie). I like to speak with my boyfriend (girlfriend) for hours (especially at night).

If I forget my phone at home, I feel nervous all day long. I understand that it is not normal, but I can’t do anything with this.

Перевод на русский «Мобильные телефоны в моей жизни»

Мы живём в то время, когда вокруг нас существует огромное множество мобильных устройств. Многие люди не могут представить жизнь без использования мобильного телефона. Могу сказать, что и я не исключение J Возможно, 10 лет назад они не были столь популярны. Мои родители говорят, что у них не было телефонов, и их жизнь была очень интересной. Но мне их не понять. Сегодня мобильные телефоны играют важную роль в нашей жизни, полагаю я.

Многие дети (даже первоклассники) просят родителей купить им мобильные устройства, говорят. Что у всех одноклассников они уже есть.

Что касается меня, у меня … (написать марку своего телефона вместо …). Это, конечно, не iPhone6, но своим телефоном я горжусь. Я слушаю музыку, смотрю видео, общаюсь с друзьями с помощью мобильного телефона. Я уверен(а), что сложно найти ученика, который может прожить без того, чтобы зайти в vkontakte, facebook, viber или разместить фото в instagram. Я люблю делать фотографии (я фотографирую всё, что вижу: вкусную еду, красивую природу, необычные вещи, я люблю делать селфи). Я люблю болтать с моим парнем (девушкой) по телефону часами (особенно ночью).

Если я забываю свой телефон дома, я весь день нервничаю. Я понимаю, что это ненормально, но ничего с этим поделать не могу.



Рассказать друзьям