Эксплуатация и ремонт кабельных линий напряжением 0.4. Текущий и капитальный ремонт кабельных линий. Ремонт кабельных линий

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой



Ремонт силового кабеля с установкой соединительной муфты

Существует довольно много причин, по которым кабели, соединительные муфты, а также концевые заделки могут выходить из строя. Это: различные механические повреждения, дефекты при монтаже, осадка грунта, коррозия металлической оболочки кабеля, заводские дефекты, старение изоляции и прочие. Согласно с требованиями соответствующих документов, все кабельные линии должны подвергаться ремонту (текущему или капитальному).

Ремонт силового кабеля 0,4-6-10 кВ

Текущий ремонт кабеля может быть:

  • Срочным - ремонт силового кабеля и установка кабельных муфт или же другие виды работ, которые проводятся в случае лишения автоматического резервного питания приёмников I категории или особо важных II категории, при этом приёмники всех категорий перегружаются или ограничивают потребителей. Срочный ремонт кабельных линий 0,4кВ или 10кВ выполняется ремонтной бригадой в течении рабочего дня. Основанием для его выполнения служит указание руководства энергослужбы.
  • Аварийным - ремонт кабельных линий 10 кВ или 4кВ при отключении кабельной линии и лишении напряжения потребителей всех категорий без возможности его подачи по кабелю высокого или низкого напряжения или же временных шланговым кабелям. Необходимость проведения аварийного ремонта возникает и тогда, когда резервная линия сильно перегружена и требуется ограничение потребителей. Выполняется аварийный ремонт кабеля немедленно и продолжается до включения кабельной линии в работу.
  • Плановым - ремонт кабельных линий 0,4 кВ, а также всякий ремонт кабельных линий 10 кВ , в случаях, которые выше не указывались, выполняемый по заранее составленному плану, утверждаемому руководящим составом энергослужб. Данный план-график составляется ежемесячно с учётом записей, имеющихся в журналах осмотров и обходов, результатов проведения измерений и испытаний, сведений диспетчерских служб.

Выполняя ремонт кабеля, возникает необходимость проведения такого вида работ, как монтаж кабельных муфт . Что же это такое и для чего применяется?

Монтаж кабельных муфт: соединительных и концевых

Кабельной муфтой называют устройство, применяемое для выполнения соединений, ответвлений кабелей, а также для их присоединения к различному электрооборудованию и ЛЭП.

Установка концевой муфты требуется при присоединении кабеля к воздушным линиям электропередач или к аппаратам наружной и внутренней установки.

Установка соединительных муфт необходима при соединении двух кабелей.

Монтаж кабельной муфты производится после предварительной разделки заводской изоляции на концах кабелей. При этом удаляется наружный джутовый покров, броня, подушка из бумаги или волокна, которая находится под бронёй, изоляции (общей и каждой жилы). Установка кабельных муфт для кабелей, имеющих бумажную изоляцию , требуется проведение проверки на наличие влаги. Если влага обнаруживается, то участок кабеля вырезается , заменяется новым и выполняется установка муфты на кабель .

Все электрооборудование требует периодического ремонта

Все электрооборудование требует периодического ремонта, причем ремонт подразделяется, согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), на текущий, плановый и капитальный. Качественное выполнение всех видов ремонта и обслуживания, а также профилактические испытания оборудования – гарантия долгой и безопасной работы электрических установок и кабельных линий. Помимо указанных видов ремонта, существует понятие межремонтного обслуживания. Межремонтное обслуживание включает в себя мелкий ремонт электрооборудования и эксплуатационный уход. В текущем ремонте под эксплуатационным уходом понимается регулярный наружный осмотр, обтирка и чистка оборудования, смазка движущихся частей и иные работы, необходимые для безупречного функционирования механизмов, электроизмерения параметров и проверка характеристик элементов электроустановок. Мелкий ремонт электрооборудования включает в себя протяжку болтовых соединений, регулировки подвижных частей электрооборудования, подкручивание креплений, замену мелких деталей и аналогичные работы.

Текущий ремонт электрооборудования

Производство текущего ремонта электрооборудования зависит от того, какое именно оборудование ремонтируется: меняется схема ремонта, перечень работ, частота выполнения. В целом, под текущим ремонтом подразумевается замена прокладок и других деталей с высокой степенью износа, промывка форсунок и фильтров масляных систем, прочистка систем охлаждения. Частота и объем текущего ремонта определяет сроки капитального ремонта оборудования, поэтому необходимо фиксировать каждый случай текущего ремонта в указанием дефектного узла и перечня произведенных работ. Для производства текущего ремонта перемещать электрооборудование не требуется.

Текущий ремонт различается для электродвигателей, пускорегулирующей аппаратуры и силовых линий. Так, основной дефект кабельной линии, особенно – находящейся в земле, это повреждение изоляции. От нарушения изолирующего слоя и пробоев тока страдают провода и кабели, размещенные в помещениях с агрессивной средой, либо смонтированные с нарушением правил. В частности, пробой изоляции в результате механического повреждения кабеля – постоянная причина текущего ремонта КЛ. Помимо естественного нарушения изоляции, в линии могут появиться очаги коррозии, окисление оболочки кабеля. Поэтому для силовых кабельных линий текущий ремонт включает в себя проверку соединительных муфт, концевых кабельных муфт, а также производится ряд работ: проверка на нагрев кабеля под нагрузкой с помощью пирометра, проверка маркировки кабеля, осмотр кабельных каналов, проводится проверка нагрев и концевых муфт кабеля. Из дополнительных работ можно назвать проверку кабельных колодцев, измерение удельного сопротивления и проверка заземления экрана и брони. В некоторых случаях текущий ремонт подразумевает и перекладку частей кабельной линии, а также переустановку соединительных и концевых муфт с последующим проведением испытаний изоляции кабельной линии повышенным напряжением.

Электродвигатели требуют другого вида ремонта. По протоколу, первым, как и в случае с текущим ремонтом силовых линий, требуется произвести визуальный осмотр. Если он затруднен, то требуется произвести очистку электродвигателя от старого масла, пыли, грязи, других наслоений, после чего произвести визуальный осмотр на предмет повреждений. Очистка двигателя проводится щетками, остатки грязи выдуваются с помощью компрессора. Протирка должна осуществляться при выключенном электродвигателе, со снятым остаточным зарядом. После осмотра проводится проверка аксиального и радиального зазоров, щитков для зажимов, крепления электродвигателя, хода вращения смазочного кольца. Также в текущий ремонт электродвигателя по ПТЭЭП входит:

  • 1. Проверка наличия смазочного масла в подшипниках.
  • 2. Измерение сопротивления изоляции обмоток мегаомметром.
  • 3. Восстановление изоляции у перемычек и выводных концов.
  • 4. Проверка:
    • - исправности заземления;
    • - натяжения ремня;
    • - правильности подбора плавких вставок.

Текущий ремонт электродвигателя зависит от того, в каком состоянии находится аппарат, от типа того станка или механизма, в котором он установлен, от продолжительности работы из расчета часов/сутки. Как правило, если нет особых условий, то процедура проводится раз в два года. Процесс дефектации электродвигателя проводится при его частичной разборке, особое внимание – если электродвигатель относится к машинам с фазным ротором или машинам постоянного тока – уделяется щеточно-коллекторному механизму.

Обычно при текущем ремонте выявляется одна или несколько причин возможных сбоев в работе двигателя. Это обрыв в питающей сети или обмотках двигателя, обрыв фазы статора или стержни ротора, износ или перекос подшипников, деформация кожуха вентилятора или его засорение, перегруз электродвигателя из-за пониженного или повышенного напряжения в сети, отсыревание или износ обмотки, нарушение центровки, неправильное подсоединение обмоток статора с замыканием на корпус или между собой. Эти причины являются самыми часто выявляемыми при текущем ремонте электродвигателей.

Проводя ремонт необходимо помнить о последовательности действий. В первую очередь – это изучение документации, после которой уже идет визуальный осмотр. Отключение двигателя и снятие напряжение – следующий этап, предшествующий частичной разборке. Следует помнить, что все мелкие детали необходимо складывать в отдельный ящик. Важно помнить, что крупные электродвигатели для проведения ремонта придется поднимать, поэтому следует заранее составить список необходимых инструментов и материалов, либо поручить это бригадиру ремонтников. Поскольку текущий ремонт проводится реже, чем мелкий- данные, полученные в ходе мелкого ремонта, следует использовать при составлении этого списка. Как правило, в течение двух лет изнашиваются все движущиеся части, также сильному износу подвергается и изоляция проводов. Если дефектация деталей электродвигателя проводится путем обнаружения сколов, трещин, коррозии и так далее, то проверка и текущий ремонт проводки требуют измерение сопротивления проводки мегаомметром. Короткие замыкания, обрывы и другие повреждения находятся с помощью соответствующих средств измерений, дефекты устраняются нанесением временной новой изоляции, либо заменой проводов.

Демонтаж при текущем ремонте электродвигателя необходимо проводить, фиксируя положения полумуфт относительно друг друга, и относительно пальца. Фиксировать можно, нанося метки керном (бородком) или зубилом. Группы прокладок связываются вместе и помечаются, откуда взяты, чтобы после монтажа снова разместить их в том же порядке. Размечаются керном крышки, фланцы и другие детали, чтобы после сборки не выяснилось, что имеют место перекосы. Повторная сборка и подбор деталей занимает много времени. Также необходимо соблюдать правило снятия электродвигателя с постели: для этого лебедка цепляется за рым-болт, ухват за подшипниковый вал или щит может привести к поломке. После чего производится демонтаж, осмотр, замена мелких деталей, восстановление крупных, замена подшипников, щеток и масла, согласно протоколу. Результаты заносятся в технический отчет с подписью бригадира и печатью электролаборатории, проводившей испытания и замеры перед, в течение и после ремонта, либо, если он производится своими силами, печатью организации. В пускорегулирующей аппаратуре особое внимание следуют уделить исправности контактов.

Плановый ремонт электрооборудования

Плановый ремонт электрооборудования входит в планово-предупредительный ремонт, как и средний ремонт. Первый представляет собой обычную профилактику, которая проводится вне зависимости от состояния оборудования, второй – чаще всего раз в два года, наряду с текущим ремонтом. Профилактический ремонт – это «система работ по поддержанию электрооборудования и других элементов электроустановок в нормальном (рабочем) состоянии». В нормативных документах система планово-предупредительного ремонта называется «система ППР», и она подразделяется на межремонтное обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты.

Средний плановый ремонт, в отличие от текущего ремонта, предусматривает разборку оборудования, его отдельных узлов, измерение дефектов, составление описи дефектов. Помимо прочего, этот вид ремонта включает в себя проверку чертежей, снятие эскизов, тестирование отдельных узлов электрооборудования. В отличие от текущего и мелкого ремонта, плановый ремонт иногда проводят в ремонтной мастерской, если размеры и крепления механизма позволяют его переместить.

В плановый ремонт электродвигателей входят все пункты текущего ремонта, и в дополнение – ряд специальных работ. К ним относятся покрытие обмоток лаком, полная разборка электродвигателя, замена изоляции обмотки, а также ее мойка, сушка и пропитка; промывка металлических деталей электродвигателя и подшипников, перезаливка вкладышей; смена фланцевых прокладок, проверка и установка зазоров; заварка и проточка заточек у щитов электродвигателя.

После всех этих операций в завершение планового ремонта производится сборка электродвигателя. Проводится проверка на холостом ходу, затем, если все в порядке – под нагрузкой. На этом ремонт считается завершенным. Пускорегулирующая аппаратура также проходит все стадии текущего ремонта, после чего необходимо провести три типа работ, указанных в ПТЭЭП. Это:

«1. Полная замена всех износившихся частей аппарата; 2. Проверка и регулировка реле и тепловой защиты; 3. Ремонт кожухов, окраска и опробование аппаратуры».

Чтобы плановый ремонт проводился не слишком часто и не слишком редко, организации требуется составить график его проведения. Можно заказать это специалистам, но для небольших организаций достаточно воспользоваться справочником А.И. Ящура, изданным в 2008 году, который называется «Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования». Помимо этого потребуются паспортные данные завода-изготовителя на каждый объект электрохозяйства. В годовом графике, который заполняется в табличном виде, указываются следующие данные:

  1. Название, тип, мощность оборудования, год изготовления и завод-изготовитель. Информация должна быть указана максимально кратко.
  2. Инвентарный номер агрегата (системы).
  3. Нормативы ресурса между текущими и капитальными ремонтами.
  4. Дата последнего капитального ремонта.
  5. Дата последнего текущего ремонта.
  6. Помесячная роспись планируемых ремонтов.
  7. Годовой простой оборудования.
  8. Годовой фонд рабочего времени.

В качестве примера планирования ремонтов можно взять трехфазный трансформатор и рассчитать для него периодичность ремонта. В справочнике указано, что данный тип электрооборудования (масляный трансформатор, двухобмоточный, мощностью 1000 кВА), имеет нормативы, при которых капитальный ремонт проводится:

Т-1 = норматив ресурса/количество часов в году = 103680/8640 = 12 лет.

Таким образом, если капитальный ремонт оборудования проводился в 2014 году, то в следующий раз он будет проводиться в 2026, а текущий ремонт, если, например, он проводился в 2013 году – в 2016, через три года. Все эти данные следует внести в таблицу. Если электрооборудование устанавливается заново, то в графе «дата последнего ремонта» указывается дата пуско-наладочных работ. При расчете годового фонда работы оборудования и годового простоя иногда вносят в графу трудоемкость, исчисляемую в человекочасах. Расчет здесь надо вести, исходя из количества единиц оборудования и нормам трудоемкости ремонта. Трудоемкость ремонта вычисляется с использованием коэффициентов трудоемкости и базовой ставки.

Сроки и даты плановых ремонтов электрооборудования согласовываются с несколькими структурными подразделениями организации: службой КИПиА, ремонтниками, подразделениями по обслуживанию смежного оборудования, отделами, использующими данное оборудование по своему графику, энергетиками.

Капитальный ремонт электрооборудования

Капитальный ремонт электрооборудования проводится довольно редко, поскольку электроустановки обладают большим запасом электрической, а подвижные части - механической прочности. В среднем ремонт такого плана проводится раз в пять-пятнадцать лет, причем срок в пять лет устанавливается для объектов с большим сроком службы. В отличие от планового ремонта, каждая машина подвергается полной разборке, чистке, смазыванию, замене дефектных узлов и деталей, некоторые из которых подлежат замене в плановом порядке, вне зависимости от состояния. После полной разборки и обновления, электрооборудование собирается заново, проводятся испытания, которые должны показать соответствие нормам завода-изготовителя и испытания, как правило, с повышенным напряжением. Потребность оборудования в капитальном ремонте говорит о том, что объект электрохозяйства требуется доводить до полноценных технических характеристик момента выпуска с конвейера. Помимо починки, во время замены износившихся частей, электрооборудование обычно еще и модернизируется. Проводить капитальный ремонт можно как в ремонтном цехе, так и на месте, в зависимости от технологии.

Особое внимание при проведении капитального ремонта электрооборудования в части электродвигателей уделяется снятию и установке ротора. Среди прочего проводится замена вала ротора и его балансировка. Также осуществляется полная замена обмоток, либо их существенный ремонт, меняется вентилятор и фланцы. Двигатель чистится, собирается и заново окрашивается. В помощь ремонтникам еще в начале 80-х годов были выпущены Типовые технологические карты, которые применяютсяпри капитальном ремонте подстанций и распределительных устройств. В них указывался список необходимого оборудования, порядок действий при капитальном ремонте для каждого узла и нормы контролируемых параметров, схемы приемосдаточных испытаний и состав бригады. Сейчас, в связи с изменениями нормативов и большим разнообразием электрооборудования, технологические карты имеются для каждого вида и типа оборудования, такжеони составляются экспертами – сотрудниками электролабораторий – при необходимости.

Согласно ПТЭЭП перед капитальным ремонтом электрооборудования должен быть проведен ряд работ:

«До вывода электрооборудования в капитальный ремонт должны быть:

а) составлены ведомости объема работ и смета, уточняемые после вскрытия и осмотра оборудования;

б) составлен график ремонтных работ;

в) заготовлены, согласно ведомостям объема работ, необходимые материалы и запасные части;

г) составлена и утверждена техническая документация на реконструктивные работы, намеченные к выполнению в период капитального ремонта, подготовлены материалы и оборудование для их выполнения;

д) укомплектованы и приведены в исправное состояние инструмент, приспособления, такелажное оборудование и подъемно-транспортные механизмы;

е) подготовлены рабочие места для ремонта, произведена планировка площадки с указанием мест размещения частей и деталей;

ж) укомплектованы и проинструктированы ремонтные бригады».

Периодичность проведения капитального ремонта электрооборудования утверждаются в соответствии с ПТЭЭП ответственным за электрохозяйство организации. Можно увеличить или уменьшить как продолжительность, так и частоту проведения ремонтов. Для этого нужно провести обследование оборудования, сделать заключения, разработать техническое обоснование, которое затем направляется на утверждение в вышестоящие организации. Также утверждение технической документации требуется для модернизации узлов или целых агрегатов в ходе капитального ремонта электрооборудования.

Для того, чтобы избежать внепланового отключения, после капитального ремонта электрооборудование проверяется согласно ПТЭЭП: «Основное оборудование электроустановок после предварительной приемки из ремонта проверяется в работе под нагрузкой в сроки, указанные заводом-изготовителем, но не менее 24 ч. При отсутствии дефектов в работе в течение этого времени оборудование принимается в эксплуатацию. При обнаружении дефектов капитальный ремонт не считается законченным до их устранения и вторичной проверки агрегата под нагрузкой в течение следующих 24 ч». Во избежание сбоев в работе электрооборудования при капитальном ремонте подвергаются ремонту и связанные с основным оборудованием технологические агрегаты. При этом, следуя графику ремонтов, предприятие должно быть обеспечено материалами, запасными частями, инструментом, сопутствующими расходными материалами. Учет этих материалов должен вестись через общескладской учет, но при этом законодательно определено целевое расходование (ПТЭЭП, п. Э1.5.9 и Э1.5.10), а ответственность за их сохранность и целевое использование возлагается на ответственного за электрохозяйство.

Помимо технического ремонта и восстановления производственных мощностей электрооборудования, Правила требуют, чтобы было обеспечено еще несколько условий. Это чистота помещения, новая окраска механизмов, функционирование освещения и вентиляции, тепловая изоляция, установка или ремонт ограждающих перил, смотровых и рабочих площадок, лестниц, розеток и выключателей. Все это должно быть отражено в ремонтной технической документации согласно правилам. При подведении итогов капитального ремонта качество технической отчетной документации также оценивается.

Согласно правилам (ПТЭЭП, Э1.5.14), «в се работы, выполненные при капитальном ремонте основного электрооборудования, принимаются по акту, к которому должна быть приложена техническая документация по ремонту. Акты со всеми приложениями хранятся в паспортах оборудования. О работах… делается подробная запись в паспорте оборудования или специальном ремонтном журнале».

Согласно ПТЭЭП, вновь вводимое после ремонта оборудование испытывается в соответствии с «Нормами испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей» Приложение 3. Указанные нормы представляют собой приложение табличного вида, в котором указываются виды испытаний, наименования, нормы и даются указания по их проведению. Так, при проведении капитального ремонта электрооборудования в части, например, определения условий включения трансформатора, Нормы гласят: «Трансформаторы, прошедшие капитальный ремонт с полной или частичной заменой обмоток или изоляции, подлежат сушке независимо от результатов измерений. Трансформаторы, прошедшие капитальный ремонт без замены обмоток или изоляции, могут быть включены в работу без подсушки или сушки при соответствии показателей масла и изоляции обмоток требованиям таблицы 1 (Приложение 3.1), а также при соблюдении условий пребывания активной части на воздухе. Продолжительность работ, связанных с разгерметизацией должна быть не более:

1) для трансформаторов на напряжение до 35 кВ-24 ч при относительной влажности до 75% и 16 ч при относительной влажности до 85%;

2) для трансформаторов напряжением 110 кВ и более - 16 ч при относительной влажности до 75% и 10 ч при относительной влажности до 85%. Если время осмотра трансформатора превышает указанное, но не более чем в 2 раза, то должна быть проведена контрольная подсушка трансформатора»

Таким образом, при приемке капитального ремонта электрооборудования проводится несколько видов контроля: соблюдения календарного плана; наличия необходимых материалов; ремонта сопряженных агрегатов; заполнения технической отчетности; соблюдения техники безопасности; восстановления рабочего состояния. Капитальный ремонт является точкой отсчета следующего ремонтного цикла.

Текущий ремонт кабельных линий.

Текущий ремонт кабельных линий ГТС предусматривает: текущий ремонт кабелей, проложенных в кабельной канализации, в грунте, под водой, по стенам зданий, подвешенных на опорах воздушных линий;

восстановление поврежденных пар в кабелях;

замену неисправных участков кабеля длиной до 200 м;

доведение сопротивления изоляции кабелей до нормы;

текущий ремонт оконечных кабельных устройств, сигнальных знаков на подводных кабельных переходах, установок для содержания кабелей под избыточным воздушным давлением.

Текущий ремонт кабелей в канализации включает:

осмотр муфт перед паводком, протирку кабелей, подпайку (заварку) вмятин, пережимов, трещин, приведение в порядок поперечных перепаек свинцовых оболочек кабелей, установку недостающих подкладок под кабели;

проведение работ по защите кабелей от коррозии, не требующих переустройства;

приведение в порядок газонепроницаемых муфт и устранение негерметичности оболочек кабелей;

установку недостающих нумерационных колец.

При текущем ремонте проложенных в грунте кабелей выполняют следующие работы:

подсыпку грунта в местах промоин, оползней и обвалов;

частичную выноску кабеля или частичное его углубление;

перезаделку недоброкачественных муфт;

ремонт кабельных вставок с заменой оконечных кабельных устройств;

выправку, возобновление окраски и нумерацию замерных столбиков; замену отдельных замерных столбиков.

Текущий ремонт подводных кабелей включает такие работы, как частичное углубление кабеля на откосах, отмелях, и у берегов водных преград и подсыпку грунта в местах промоин, оползней, обвалов, скалывание льда.

Текущий ремонт настенных кабелей предусматривает:

приведение в порядок кабелей на трассах открытой прокладки, включая выправку отдельных участков кабеля, а также выправку и перезаделку муфт и перчаток, установку недостающей и замену пришедшей в негодность крепежной арматуры;

перекладку кабелей на стенах зданий, вызванную изменением трассы кабеля, разрушением стен здания, сокращением длины кабеля или количества муфт;

установку недостающих и ремонт существующих защитных металлических желобов, включая работы по их окраске и креплению;

окраску и крепление вводных газовых труб;

приведение в порядок вводов кабелей в здания и кабелей в технических подпольях;

осмотр сквозных отверстий в перекрытиях зданий, служащих для прохода кабелей, а в случае необходимости - подштукатурку отверстий для придания им прямоугольной или круглой формы.

При необходимости перекладки настенного кабеля на новую трассу кабель освобождают от крепежной арматуры, наращивают или сокращают до требуемой длины и крепят по новой трассе.

Работы по осмотру и приведению в порядок вводов кабелей в здания зависят от варианта устройства ввода. Кабель вначале осматривают и ремонтируют во вводных колодцах и в местах открытой прокладки (в технических подпольях, на стенах зданий в нишах). Затем в случае необходимости производят ремонт кабелей во вводных каналах и в закладных устройствах зданий при скрытой прокладке кабеля путем устройства вставок кабеля.

Текущий ремонт подвесных кабелей предусматривает:

приведение в порядок кабелей, выправление сдвинувшихся подвесов, замену обветшалых подвесов, перегонку и вырезку излишних запасов кабеля, устранение неисправностей оболочки, восстановление обмотки кабеля на столбах и стойках;

ремонт и замену отдельных участков несущего каната или проволоки;

ремонт неудовлетворяющих нормам линейных молниеотводов и заземлений;

вырубку поросли или удаление растущих деревьев в охранной зоне кабеля;

проведение контроля состояния опор линии;

выправку или замену ступеней на кабельных опорах, ремонт кабельных площадок;

мелкий ремонт кабелей на вводах в здания, НУП и оконечные кабельные устройства.

Работы, связанные с вырезкой излишних запасов кабеля, устранением неисправностей оболочки и муфт, как правило, выполняют с земли на опущенном вместе с канатом кабеле.

Восстановление поврежденных пар в кабелях, доведение сопротивления изоляции кабелей до нормы и замену неисправных кусков кабеля длиной до 200 м производят на основании результатов плановых измерений электрических характеристик кабельных линий.

Отыскание отдельных повреждений или перепутанных пар в кабелях большой емкости производят с помощью прибора ИКП. Отдельные поврежденные пары восстанавливают непосредственно в месте их повреждения.

Доведение сопротивления изоляции кабелей до нормы производят путем сушки замокших участков кабелей или замены неисправных кусков кабелей исправными кабелями такой же емкости.

При текущем ремонте оконечных кабельных устройств выполняют следующие работы:

чистку внутренних частей устройств от пыли и грязи, окраску металлических конструкций и корпусов;

крепление кабельных устройств;

установку недостающих клеммных винтов, довертывание до отказа существующих винтов, чистку и проверку их надежности;

замену поврежденных плинтов;

заливку шкафной доски распределительного шкафа массой;

слесарный ремонт шкафа, установку трафаретов на боксах;

замену кроссировок в распределительных шкафах и кабельных ящиках, а также неисправных разрядников и предохранителей;

приведение к норме сопротивлений заземлений кабельных ящиков.

При необходимости замены поврежденного плинта оконечного кабельного устройства плинт освобождают от кроссировок (в распределительных шкафах и кабельных ящиках) или однопарных кабелей (в распределительных коробках). При этом кроссировки или однопарные кабели перевязывают так, чтобы сохранился порядок их подключения к клеммным винтам плинта. Удаляют удерживающие плинт винты и отгибают его в сторону вместе с включенными в него жилами кабеля. Снимают с перьев (штифтов) гильзы, отпаивают жилы и удаляют поврежденный плинт. После этого жилы кабеля припаивают к перьям нового исправного плинта, надвигают на перья изоляционные гильзы и устанавливают плинт на предназначенное для него место. Между плинтом и корпусом бокса (коробки) должна быть установлена прессшпановая прокладка, окрашенная с двух сторон асфальтированным лаком.

Текущий ремонт сигнальных знаков на подводных кабельных переходах проводится 1 раз в год до начала навигации, а осмотр - не реже 1 раза в квартал.

При текущем ремонте сигнальных знаков на подводных кабельных переходах производят укрепление, ремонт или замену частей и деталей на сигнальных оградительных столбах или сигнальных знаках, а также окраску сигнальных знаков и сигнальных столбов.

При текущем ремонте компрессорно-сигнальных установок (КСУ) устраняются значительные неисправности, выявленные в процессе технического обслуживания.

Один раз в три месяца выполняются следующие работы:

промывка фильтрующих элементов воздушного фильтра компрессора (в КСУ-М);

устранение неплотности затяжки и крепления компрессора;

настройка термореле ТР-200;

приведение в порядок магнитного пускателя;

проверка программы работы, герметичности пневмоклапанов, регулировка контактов, замена масла в редукторе, промывка редуктора и смазка подшипников командного электропневматического прибора;

замена масла в картере компрессора (в КСУ-М).

Один раз в шесть месяцев выполняются следующие работы по ремонту КСУ:

регулировка электроконтактов реле;

проверка с устранением обнаруженных неисправностей воздушного фильтра, поплавков ротаметров на залипание, редукторах блока автоматики и сигнализации, рабочих манометров, заземляющих устройств, пропускной способности и герметичности установки.

Кроме того, дополнительно 1 раз в год проводится профилактика компрессора, проверяются рабочие манометры и индикатор влажности, измеряется защитное заземление. Один раз в три года заменяется силикагель в осушительных камерах и смазываются подшипники электродвигателя компрессора, а 1 раз в пять лет производится техническое освидетельствование ресивера.

Приемку работ по текущему ремонту кабельных сооружений ГТС производит приемочная комиссия, назначенная распоряжением руководства ГТС или ЭТУС (РУС) в составе линейного инженера, электромеханика, участкового монтера и бригадира ремонтной бригады. До начала приемки на линии, подвергнутые текущему ремонту, предъявляется следующая документация: утвержденный план текущего ремонта; протоколы электрических измерений постоянным и переменным токами до и после ремонта кабельных линий; откорректированные паспорта на кабельные сооружения, протоколы проверки герметичности оболочек отремонтированных кабелей, содержащихся под давлением; справка о фактическом расходе использованных для ремонта кабелей, опор, приставок, кабельной арматуры и материалов. Приемка работ по текущему ремонту кабельных линий ГТС оформляется актом и записью в паспорте сооружений. В акте дается оценка работ.

Капитальный ремонт кабельных линий.

Капитальный ремонт кабельных линий производится периодически в зависимости от межремонтного цикла и технического состояния кабельных сооружений. Его планируют в каждом отдельном случае на основе данных технических осмотров и составленных с их учетом ведомостей дефектов, а также результатов электрических измерений и состояния герметичности оболочек кабелей. Средства, выделяемые на капитальный ремонт, определяются амортизационными отчислениями.

Для составления плана капитального ремонта следующего года к концу IV квартала текущего года составляют следующую документацию: ведомость дефектов, пояснительную записку, результаты измерений электрических характеристик кабельных линий; рабочие чертежи, смету или сметно-финансовый расчет, ведомость материалов, кабелей и оборудования.

Периодичность выполнения капитального ремонта кабельных линий указана ниже.

Наименование сооружения Периодичность выполнения ремонтов в годах

Кабели в свинцовых оболочках на соединительных и магистральных линиях 25

Кабели в свинцовых оболочках на распределительных линиях в канализации 20

настенные 15

подвесные 10

Кабели в свинцовых оболочках бронированные, проложенные в грунте 20

Кабели в свинцовой оболочке с круглой проволочной броней на подводных переходах 20

Кабели в пластмассовой оболочке:

в канализации 12

в грунте 12

настенные 7

Необслуживаемые усилительные пункты металлические и железобетонные. 20

Заземления 7

При капитальном ремонте одновременно выполняются все работы, относящиеся к текущему ремонту и техническому обслуживанию.

При капитальном ремонте кабельных линий выполняются следующие работы:

перекладка кабелей с перепайкой, замена отдельных пролетов кабелей длиной более 200 м (подземных, подвесных, настенных и подводных);

выноска или углубление кабеля с целью улучшения условий эксплуатации, перекладка или углубление кабеля на переходах через реки и овраги с устройством вставок;

обследование и ремонт кабельных речных переходов с привлечением водолазов;

прокладка и монтаж кабелей в связи с заменой пришедшей в негодность канализации;

частичная замена подвесного кабеля на подземный;

ремонт кабельных вводов с заменой поврежденных участков кабеля длиной более 200 м, с переноской распределительных коробок в помещения;

устройство кабельных вводов взамен воздушных в пределах населенного пункта или подвеска кабеля взамен пучка проводов на отдельных пролетах воздушной линии;

замена пришедших в негодность подвесных кабелей и проводов воздушных линий подвесными или подземными кабелями емкостью, ближайшей к суммарной;

приведение электрических характеристик кабелей и кабельных устройств к установленным нормам;

установка кабелей под постоянное воздушное избыточное давление;

симметрирование и депупинизация кабелей для их высокочастотного уплотнения и другие работы по усовершенствованию и модернизации кабельных линий;

замена пупиновских ящиков;

проведение мероприятий по защите кабелей от коррозии, ударов молний, влияния линий электропередач и электрифицированных железных дорог с установкой дренажей, протекторов, прокладкой отсасывающих фидеров и применением других средств защиты кабелей;

проведение работ, связанных с усовершенствованием конструкций и отдельных узлов кабельной арматуры, а также внедрение кабелей, изготовленных из новых материалов, улучшающих условия эксплуатации и повышающих безопасность обслуживания;

ремонт и замена поврежденных боксов, кабельных ящиков, распределительных коробок со вставками и без вставок кабеля;

ремонт и замена распределительных шкафов, кабельных ящиков, распределительных коробок с одновременной их перестановкой;

замена подвесных кабелей и канатов, корпуса контейнеров НУП аппаратуры уплотнения или опор кабельных коробок;

сращивание стабкабелей НУП аппаратуры уплотнения.

Приемку в эксплуатацию капитально отремонтированных кабельных линий (сооружений) ГТС производит приемочная комиссия, назначаемая приказом начальника предприятия, обслуживающего эти линии. В состав комиссии включаются представители эксплуатационного предприятия и представитель организации, выполнявшей работы. Приемка производится с участием работника, обслуживающего принимаемые линии.

На капитально отремонтированные кабельные линии (сооружения) представляется следующая документация:

утвержденные проекты (рабочие чертежи) и сметы, исполнительная документация, протоколы электрических измерений параметров кабельных линий (сооружений), выполненных до и после ремонта, акты на скрытые работы, справки о фактической стоимости выполненных работ, фактически израсходованном кабеле и других основных материалах, количестве материалов и кабеля, снятых с отремонтированного участка.

Приемочная комиссия проверяет: качество выполненных работ; соответствие электрических параметров отремонтированных кабельных линий нормам, фактический расход кабелей и основных материалов. Результаты приемки отражаются в акте, в котором дается оценка качества выполненных работ.

РЕМОНТ КАБЕЛЯ И КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕМОНТУ КАБЕЛЯ

Во время эксплуатации кабельных линий по определенным причинам кабели, а также соединительные муфты и концевые заделки выходят из строя.

Основные причины повреждения кабельных линий напряжением 1-10 кВ следующие:

1. Предшествующие механические повреждения - 43 %.
2. Непосредственные механические повреждения строительными и другими организациями - 16 %.
3. Дефекты в соединительных муфтах и концевых заделках во время монтажа - 10 %.
4. Повреждение кабеля и муфт в результате осадки грунта - 8 %.
5. Коррозия металлических оболочек кабелей - 7 %.
6. Дефекты изготовления кабеля на заводе - 5 %.
7. Нарушения при прокладке кабеля - 3 %.
8. Старение изоляции из-за длительной эксплуатации или перегрузок- 1 %.
9. Прочие и неустановленные причины - 7 %.

Приведены средние данные за последние десять лет в Московской кабельной сети.

В соответствии с требованиями «Инструкции по эксплуатации силовых кабельных линий . Ч 1. Кабельные линии напряжением до 35 кВ» каждая кабельная линия должна подвергаться текущему или капитальному ремонту .

Текущий ремонт может быть аварийным, срочным и плановым.

Аварийным ремонтом называется такой ремонт, когда после отключения кабельной линии потребители всех категорий остались без напряжения и нет возможности подать напряжение по кабелям высокого или низкого напряжения, в том числе по временным шланговым кабелям, или когда резервная линия, на которую передана нагрузка, недопустимо перегружается и нет возможности дальнейшей разгрузки или требуется ограничение потребителей.

К аварийному ремонту приступают немедленно и выполняют его непрерывно в минимально кратчайший срок и включают кабельную линию е работу.

В больших городских кабельных сетях и на крупных промышленных предприятиях для этого сформированы аварийно-восстановительные службы из бригады или нескольких бригад, которые дежурят круглосуточно и по указанию диспетчерской службы немедленно выезжают на место аварии.

Срочным ремонтом называется такой ремонт, когда приемники первой или особо важные второй категории лишаются автоматического резервного питания, а для приемников всех категорий нагрузка на оставшихся кабельных линиях вызывает их перегрузку или ограничение потребителей. К срочному ремонту кабельных линий приступают ремонтные бригады по указанию руководства энергослужбы в течение рабочей смены.

Плановый ремонт - это ремонт всех кабельных линий, не указанных выше, который выполняется по плану-графику, утвержденному руководством энергослужбы. План-график ремонтов кабельных линий составляется ежемесячно на основе записей в журналах обходов и осмотров, результатов испытаний и измерений, а также по данным диспетчерских служб.

Капитальный ремонт кабельных линий производится по годовому плану, разрабатываемому ежегодно в летний период для следующего года на основе данных эксплуатации.

При составлении плана капитального ремонта учитывается необходимость внедрения новых, более современных типов кабелей и кабельной арматуры. Планируется ремонт кабельных сооружений и всех работ, связанных с исправностью освещения, вентиляции, противопожарных средств, устройств по откачке воды Учитывается также необходимость частичной замены кабелей на отдельных участках, лимитирующих пропускную способность линий или не удовлетворяющих требованиям термической стойкости в изменившихся условиях работы сети при возросших токах короткого замыкания

Ремонт находящихся в эксплуатации кабельных линий выполняется непосредственно самим эксплуатационным персоналом или персоналом специализированных электромонтажных организаций.

При ремонте эксплуатируемых кабельных линий выполняются следующие работы

Подготовительные - отключение кабельной линии и ее заземление, ознакомление с документацией и уточнение марки и сечения кабеля, выписка наряда-допуска по технике безопасности, погрузка материалов и инструмента, доставка бригады на место работы;

Подготовка рабочего места - выполнение шурфов, раскопка котлованов и траншей определение ремонтируемого кабеля, ограждение рабочего места и мест раскопок, определение кабеля в РП (ТП) или в кабельных сооружениях, проверка отсутствия горючих и взрывоопасных газов, получение разрешения на огневые работы;

Подготовка к монтажу - допуск бригады, прокол кабеля, разрезание кабеля или вскрытие муфты, проверка изоляции на наличие влаги отрезание участков поврежденного кабеля, установка палатки; прокладка ремонтной кабельной вставки;

ремонт кабельной муфты - разделка концов кабеля, фазировка кабелей, монтаж соединительных муфт (или муфты и заделки);

Оформление окончания работ - закрытие дверей РУ, ТП, кабельных сооружений, сдача ключей, засыпка котлованов и траншей, уборка и погрузка инструмента, доставка бригады на базу, составление исполнительного эскиза и внесение изменений в документацию кабельной линии, отчет об окончании ремонта;

Измерения и испытания кабельной линии.

В целях ускорения ремонтных работ на кабельных линиях должна широко применяться механизация при выполнении земляных работ: пневматические отбойные молотки, электромолотки, бетоноломы, экскаваторы, средства для отогрева мерзлого грунта.

Для перевозки ремонтных бригад применяются специальные передвижные кабельные мастерские

Ремонты кабельных линий бывают простые, не требующие больших трудозатрат и времени, и сложные, когда ремонт продолжается несколько дней

К простым ремонтам относятся, например, такие, как ремонт наружных покровов (джутового покрова, поливинилхлоридного шланга), покраска и ремонт бронелент, ремонт металлических оболочек, ремонт концевых заделок без демонтажа корпуса и т.п. Перечисленные ремонты выполняются в одну смену одной бригадой (звеном).

К сложным относятся такие ремонты, когда приходится заменять большие длины кабеля в кабельных сооружениях с предварительным демонтажем вышедшего из работы кабеля или прокладывать в земле новый кабель на участке длиной несколько десятков метров (в редких случаях и сотни метров).

Выполнение ремонтов усложняется в большинстве случаев тем, что кабельная трасса проходит по сложным участкам с многими поворотами, с пересечением шоссейных дорог и инженерных коммуникаций, при большой глубине залегания кабеля, а также в зимнее время, когда необходимо отогревать землю При выполнении сложных ремонтов прокладывается новый участок кабеля (вставка) и монтируются две соединительные муфты

Сложные ремонты выполняются одной или несколькими бригадами, а при необходимости круглосуточно, с применением землеройных механизмов и других средств механизации.

Сложные ремонты выполняются или силами энергослужбы предприятия (городских сетей), или с привлечением специализированных организаций по монтажу и ремонту кабельных линий.

2. РЕМОНТ ЗАЩИТНЫХ ПОКРОВОВ

Ремонт наружного джутового покрова. Протянутый через трубы, блоки или другие препятствия кабель, имеющий содранную пропитанную кабельную пряжу и остальные наружные покровы до стальной брони, необходимо восстановить Ремонт выполняется подмоткой смоляной лентой в два слоя с 50 %-ным перекрытием с последующей промазкой этою участка разогретой битумной мастикой МБ 70 (МБ 90).

Ремонт поливинилхлоридного шланга и оболочек . Первый способ ремонта поливинилхлоридного шланга или оболочек - сварка, которая в струе горячего воздуха (при температуре 170-200°С) производится с применением сварочного пистолета с электрическим подогревом воздуха (рис 1) или газовоздушным пистолетом (рис 2) Сжатый воздух при этом подводится давлением 0,98-104 Па от компрессора, баллона со сжатым воздухом, переносного блока с ручным насосом.

Рис 1. Сварочный пистолет ПС-1 с электрическим подогревом: - сопло для выхода горячего воздуха, 2 - нагревательная воздушная камера; 3 - штуцер для подачи сжатого воздуха, 4 – электропровод


В качестве присадки при сварке применяется поливинилхлоридный пруток диаметром 4-6 мм.

Перед сваркой места, подлежащие ремонту, необходимо очистить и обезжирить бензином, кабельным ножом вырезать посторонние включения и срезать в местах повреждения шланга выступающие края и задиры

Для ремонта проколов небольших отверстий и раковин место повреждения в шланге или оболочке и конец присадочного прутка прогревают в течение 10-15 с струей горячего воздуха, затем струю отводят, а конец прутка прижимают и приваривают к шлангу в месте разогрева. После охлаждения, убедившись в прочности приварки прутка легким подергиванием его, пруток отрезают.

Для герметизации и выравнивания сварочного шва место ремонта прогревают до появления признаков плавления, после этого к разогретому месту прижимают рукой кусок кабельной бумаги, сложенной в три-четыре слоя. Для надежности операцию повторяют 3-4 раза.

Для ремонта шланга или оболочки, имеющего щели, прорези и вырезы, конец присадочного прутка приваривают к целому месту шланга на расстоянии 1-2 мм от места повреждения.

Убедившись в прочности приварки, направляют струю воздуха так, чтобы одновременно прогревались нижняя часть присадочного прутка и обе стороны прорези или щели. Легким усилием нажимая на пруток, последний укладывают и приваривают вдоль щели или прорези. Приварку прутка заканчивают на целом месте на расстоянии 1--2 мм от повреждения. Затем ножом срезают выступающие поверхности прутка и производят выравнивание сваренного шва.

Разрывы шланга или оболочки ремонтируют с применением поливинилхлоридных заплат или разрезанных манжет.

Заплата изготовляется из пластиката так, чтобы края ее на 1,5-2 мм перекрывали место разрыва. Заплату по всему периметру приваривают к шлангу, а затем вдоль образовавшегося шва приваривают присадочный пруток, а выступающие поверхности прутка срезают и производят выравнивание шва в месте сварки.

Для ремонта шланга или оболочки с применением разрезной манжеты отрезают кусок поливинилхлоридной трубки на 35-40 мм больше длины поврежденного места, разрезают трубку вдоль и надевают ее иа кабель симметрично месту повреждения. Манжету временно закрепляют поливинилхлоридной или миткалевой лентой с шагом 20-25 мм, приваривают конец прутка в месте стыка манжеты со шлангом (оболочкой), а затем укладывают и приваривают пруток вокруг торца манжеты. После приварки обоих торцов манжеты к шлангу (оболочке) снимают ленты временного крепления, приваривают пруток вдоль разреза манжеты, срезают выступающие поверхности прутка и производят окончательное выравнивание всех сварных швов.

По второму способу ремонт поливинилхлоридных шлангов и оболочек кабелей может выполняться с применением эпоксидного компаунда и стеклоленты. Поверхность шланга или оболочки предварительно обрабатывается, как указано выше, и дополнительно на ней создается шероховатость с помощью драчевого напильника. Место повреждения и за его краями на расстоянии 50-60 мм в обе стороны смазывается эпоксидным компаундом К-П5 или К-176 с введенным в него отвердителей. По слою эпоксидного компаунда накладываются четыре-пять слоев стеклоленты, каждый из которых также промазывается слоем компаунда.

Временный ремонт шлангов и оболочек в целях предотвращения
проникновения влаги под оболочку кабеля , а также для предотвращения вытекания битумного состава из-под шланга разрешается выполнять с помощью липкой поливинилхлоридной ленты с 50 %-ным перекрытием в три слоя с промазкой верхнего слоя поливинилхлоридным лаком № 1. По второму способу временный ремонт выполняется лентой ЛЭТСАР в три слоя с 50 % -ным перекрытием.

Покраска бронелент. При обнаружении во время обходов в кабельных сооружениях на открыто проложенных кабелях разрушений бронепокровов кабеля коррозией выполняется их покраска. Рекомендуется применять термостойкие пентафталевые лаки ПФ-170 или ПФ-171 (ГОСТ 15907-70*) или термостойкую маслобитумную краску БТ-577 (ГОСТ 5631-79*).

Лучшим способом покраски является применение краскораспылителя, а при его отсутствии - кисти.

Ремонт бронелент. На открыто проложенных кабелях обнаруженные участки разрушенных бронелент обрезаются и удаляются. В местах отрезанных лент выполняются временные бандажи. Рядом с временными бандажами обе ленты тщательно зачищаются до металлического блеска и обслуживаются припоем ПОССу 30-2, после чего провод заземления крепится бандажами из оцинкованной проволоки диаметром 1-1,4 мм и припаивается этим же припоем. Сечение проводника заземления выбирается в зависимости от сечения жил кабеля, но не менее 6 мм2.

При облуживании и пайке бронелент применяется паяльный жир. Продолжительность каждой пайки должна быть не более 3 мин. Временные бандажи удаляются. На оголенный участок оболочки наносится антикоррозионное покрытие.

В тех случаях, когда возможны механические воздействия на ремонтируемом участке кабеля, на него дополнительно наматывается по повиву один слой бронеленты, предварительно демонтируемый с отрезка кабеля с неповрежденной броней. Лента наматывается с 50 %-ным перекрытием и закрепляется бандажами из оцинкованной проволоки. Проводник заземления в этом случае по всей длине перемычки должен быть распушен в целях создания плотного облегания брони вокруг участка ремонтируемого кабеля

3. РЕМОНТ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОБОЛОЧЕК

При повреждении оболочки кабеля (трещины, проколы), когда имеется течь маслоканифольного состава на этом участке, по обе стороны от места повреждения на расстоянии по 150 мм от места повреждения удаляется оболочка с кабеля Снимается верхний слой поясной изоляции и проверяется на влажность в разогретом парафине.

В том случае, если влага отсутствует и изоляция не разрушена, ремонтируется свинцовая или алюминиевая оболочка.

Из листового свинца толщиной 2-2,5 мм вырезается полоса шириной на 70-80 мм больше оголенного участка кабеля и длиной на 30- 40 мм больше длины окружности кабеля по оболочке. В полосе делаются два заливочных отверстия с таким расчетом, чтобы они располагались над оголенной частью кабеля Полоса тщательно очищается от пыли и грязи ветошью, смоченной в бензине.

Удаленные полупроводящий слой бумаги и верхняя лента поясной изоляции восстанавливаются и закрепляются бандажами из хлопчатобумажных ниток. Прошпаривается участок кабельной массой МП-1.

Полосой свинца обертывают оголенное место кабеля так, чтобы она заходила равномерно на края оболочки кабеля , а края образовавшейся свинцовой трубы перекрывали друг друга не менее чем на 15-20 мм. Вначале производят пропайку припоем ПОССу 30-2 продольного шва, а затем торцы трубы подгибают к оболочке кабеля и припаивают к ней.

Для кабелей с алюминиевой оболочкой в месте припайки свинцовой трубы оболочка кабеля обслуживается припоем марки А. Заливается муфта горячей кабельной массой МП-1. После остывания и доливки запаиваются заливочные отверстия. На запаянное на торцах место накладывается бандаж из медной проволоки виток к витку диаметром 1 мм с выходом 10 мм на оболочку кабеля и припаивается к оболочке. Отремонтированное место покрывается смолиной лентой в два слоя с 50 %-ным перекрытием.

В том случае, если влага проникла под оболочку или повреждена поясная изоляция, а также изоляция жил, участок кабеля вырезается иа всей длине, где имеется влага или повреждения изоляции. Вместо него вставляется необходимой длины отрезок кабеля и выполняется монтаж двух соединительных муфт. Сечение и напряжение кабеля должны соответствовать вырезанному участку.

Марку кабеля для вставки можно применять другую, но по своей конструкции аналогичной вырезанному участку.

4 ВОССТАНОВЛЕНИЕ БУМАЖНОЙ ИЗОЛЯЦИИ КАБЕЛЯ

В тех случаях, когда токопроводящие жилы не повреждены, а изоляция жил и поясная изоляция повреждены, но в ней отсутствует влага, выполняется восстановление изоляции с последующим монтажом разрезной свинцовой соединительной муфты.

Производится раскопка кабеля до такой длины, чтобы можно было создать достаточную слабину кабеля для разведения жил между собой. После разведения жил и удаления старой изоляции восстанавливается изоляция жил с помощью наложения бумажных роликов или лентой ЛЭТСАР с предварительной обработкой прошпарочной массой МП-1. Устанавливается разрезная свинцовая муфта и пропаивается сначала продольный шов, а затем муфта припаивается к оболочке кабеля.

Указанный ремонт можно выполнять на горизонтальных участках кабельных трасс, где отсутствует повышенное давление масла, так как муфта с продольной пайкой имеет меньшую механическую прочность.

5. РЕМОНТ ТОКОПРОВОДЯЩИХ ЖИЛ КАБЕЛЯ

При разрыве жил кабеля на незначительной длине и возможности подтянуть кабель за счет «змейки», выполненной при прокладке, производится обычный ремонт соединительной свинцовой или эпоксидной соединительной муфты В том случае, если запаса кабеля нет, могут применяться удлиненные соединительные гильзы и муфты. Ремонт в этом случае производится с одной соединительной свинцовой муфтой. Во всех остальных случаях при ремонте токопроводящих жил кабеля применяется вставка кабеля и выполняется монтаж двух соединительных свинцовых или эпоксидных муфт.

6. РЕМОНТ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ МУФТ

Необходимость ремонта соединительной муфты или монтаж вставки кабеля и двух соединительных муфт устанавливается после осмотра муфты и ее разборки.

В том случае, если пробой произошел с места пайки жилы или с гильзы на корпус свинцовой муфты и разрушение от пробоя имеет небольшие размеры и изоляция не увлажнена, производится последовательная разборка муфты и разборка поврежденной части изоляции Затем восстанавливается изоляция бумажными роликами или лентой ЛЭТСАР и прошпаривается массой МП-1. Устанавливается разрезной корпус муфты, и выполняются все дальнейшие операции по монтажу муфты.

В случае, если пробой произошел в шейке муфты с жилы на край оболочки и изоляция не увлажнена, производится разборка муфты. Затем отрезается участок брони и оболочки на длину, необходимую для удобного разведения жил. Восстанавливается изоляция у поврежденной жилы, и выполняется прошпарка. Устанавливается удлиненный разрезной корпус свинцовой муфты, и выполняются все операции по монтажу муфты.

Если невозможно выполнить удлиненную муфту из-за больших разрушений, то применяется вставка кабеля с монтажом двух муфт по технологии, предусмотренной технической документацией.

В большинстве случаев повреждения в соединительных муфтах происходят при профилактических испытаниях повышенным напряжением. И если к ремонту не приступили сразу же после определения места повреждения, в муфту начинает поступать влага. В этом случае ремонт поврежденной соединительной муфты осуществляется вырезанием дефектной муфты и участков кабеля. Как правило, чем больше лежит в земле поврежденная и не отремонтированная муфта, тем длиннее приходится делать вставку кабеля для восстановления при ремонте кабельной линии.

7. РЕМОНТ КОНЦЕВЫХ МУФТ НАРУЖНОЙ УСТАНОВКИ

Концевые муфты наружной установки в большинстве случаев выходят из работы в дождливые периоды времени года или при большой относительной влажности воздуха и, как правило, имеют большие дефекты и разрушения внутри муфты. Поэтому поврежденная муфта обрезается, проверяется изоляция кабеля на влажность, и, если бумажная изоляция не увлажнена, выполняется монтаж муфты в соответствии с требованиями технической документации. Если длина кабеля в конце линии имеет достаточный запас, то ремонт ограничивается монтажом только концевой муфты. Если же запаса кабеля недостаточно, то на конце кабельной линии выполняется вставка кабеля необходимой длины. В этом случае необходимо монтировать соединительную и концевую муфты.

Демонтированные муфты могут использоваться для повторного монтажа. Но для этого необходимо очистить корпус и все детали муфты от сажи, промыть их бензином и просушить.

В концевых муфтах наружной установки с металлическим корпусом 1 раз в год в течение всего времени эксплуатации проверяют уплотнения н подтягивают гайки. Одновременно осматривают контактные соединения и в случае необходимости очищают контактные поверхности и подтягивают болты.

Систематически (по мере надобности согласно результатам осмотра) окрашивают места пайки, швы армировки и уплотнений эмалью ХВ-124.

Поверхность концевых эпоксидных муфт наружной установки необходимо в процессе эксплуатации (1 раз в 3-5 лет в зависимости oт местных условий) красить эмалями воздушной сушки ЭП-51 илт ГФ-92ХС. Окраску выполняют в сухую погоду, предварительно очистив поверхность муфты и изоляторов

Изоляторы концевых муфт наружной и внутренней установок, а также изоляционные поверхности концевых заделок необходимо периодически очищать от пыли и грязи тканью, не оставляющей ворсе], и смоченной в бензине или ацетоне Более частой очистке должна подвергаться концевая кабельная арматура в цехах промышленных предприятий и зонах с проводящей пылью

Периодичность протирки и очистки концевой кабельной арматуры на данной электроустановке устанавливает главный инженер местного энергопредприятия.

8. РЕМОНТ КОНЦЕВЫХ ЗАДЕЛОК

При разрушении корпуса заделки и выгорании жил в корешке ремонт заделок выполняется так же, как и ремонт концевых муфт, за исключением того, что корпус заделки и детали нельзя использовать повторно.

Ремонт концевых заделок в стальных воронках при разрушении изоляции жил выполняется в следующей последовательности- разрушенную изоляцию жил или пришедшую в негодность (загрязнение, увлажнение) удаляют с жил, сматывают один слой бумажной изоляции, производят подмотку в пять слоев с 50 %-ным перекрытием липкой поливинилхлоридной лентой или тремя слоями прорезиненной ленты с последующим покрытием изоляционными лентами или красками. Вместо указанных лент ремонт может быть выполнен с применением ленты ЛЭТСАР (два слоя) и ленты ПВХ (один слой).

При растрескивании, отслаивании, частичном уходе и значительном загрязнении заливочного состава, особенно когда эти дефекты сопровождаются заметным смещением жил между собой или к корпусу воронки (что может в свою очередь вызываться неправильным положением или отсутствием распорной пластины), следует сделать полную перезаливку стальной воронки.

Старый заливочный состав удаляется (выплавляется), воронка опускается вниз и очищается oт копоти и грязи. Производится подмотка нового уплотнения (под воронку), и воронка ставится на место.

Горловина воронки подматывается смоляной лентой, и воронка вместе с кабелем крепится к опорной конструкции хомутом. Проверяется правильность положения фарфоровых втулок. Производится заливка воронки заливочным составом (МБ-70, МБ-90).

Ремонт концевых заделок из поливинилхлоридных лент производится при наличии пропиточного состава в корешке или на жилах, при растрескивании и обрывах лент.

Технология ремонта заключается в демонтаже старых лент и подмотке на жилах новых лент ПВХ или ЛЭТСАР.

Ремонт эпоксидных концевых заделок при разрушении подмоток на жилах выполняется с демонтажем старых лент, восстановлением новых лент ЛЭТСАР и дополнительной подливкой эпоксидного компаунда с таким расчетом, чтобы ленты заходили в заливаемый компаунд не менее чем на 15 мм.

При течи пропитывающего состава по кабелю в корешке заделки обезжириваются нижняя часть заделки на участке 40-50 мм и на таном же расстоянии участок брони или оболочки (для небронированных кабелей). На обезжиренный участок корпуса заделки и примыкающий к нему участок кабеля шириной 15-20 мм накладывается двухслойная подмотка из смазанной эпоксидным компаундом хлопчатобумажной ленты. Устанавливается ремонтная форма (рис. 3), заливка которой производится эпоксидным компаундом.

Рис. 3. Установка ремонтной формы для устранения течи пропитывающего состава в месте ввода кабеля в корпус заделки:
1 - корпус заделки, 2 - ремонтная форма; 3 - место течи

Рис. 4. Установка ремонтной формы для устранения течи в месте выхода жил из корпуса заделки:
1 - ремонтная форма; 2 - место течи, 3 - корпус заделки

При нарушении герметичности в месте выхода жил из корпуса заделки обезжириваются верхняя плоская часть корпуса заделки и участки трубок или подмотки жил длиной 30 мм, примыкающие к корпусу. Устанавливается съемная ремонтная форма (рис. 5 4), размеры которой выбираются в зависимости от типоразмера заделки. Заливка формы компаундом производится так же, как и в предыдущем случае.

При нарушении герметичности на жилах обезжиривается дефектный участок трубки или подмотки жилы и накладывается ремонтная.

Двухслойная подмотка из хлопчатобумажных лент с обильной обмазкой эпоксидным компаундом каждого витка обмотки или лента ЛЭТСАР в три слоя.

При нарушении герметичности в месте примыкания трубки или подмотки к цилиндрической части наконечника обезжириваются поверхность бандажа и участок трубки или подмотки жилы длиной 30 мм. На обезжиренные участки накладывается двухслойная подмотка из хлопчатобумажных лент с обильной обмазкой компаундом каждого витка подмотки. Поверх подмотки накладывается плотный бандаж из крученою шпагата и также обмазывается эпоксидным компаундом.

Комплекс мероприятий, направленных на восстановление работоспособности кабельной линии с рабочим напряжением до 10кВ

В случае силовой кабельной линии (КЛ-0,4/6/10 кВ), проложенной в земле, ремонтно-восстановительные работы осложняются тем, что место расположения повреждения не известно. От безошибочного определения места повреждения зависит вся последующая работа по ремонту и оформление разрешительной документации на земляные работы. Работы по поиску и подтверждению места повреждения выполняет кабельная электролаборатория.

Приведенные далее сведения редко излагаются в интернете, хотя, они являются крайне необходимыми Заказчику. Далее описано, что, и в какой последовательности, необходимо выполнить персоналу электролаборатории, для решения задачи ремонта кабельной линии . Заметим - нарушение порядка работ по поиску и определению места повреждения, как правило, приводят к тому, что время и деньги затрачены, а "воз и ныне там" - повреждение не локализовано, КЛ не исправна. В целях НЕ допущения такой ситуации, Клиенту и должно обладать ниже следующей информацией.

При строгом соблюдении последовательности технологических операций ремонт силового кабеля 0,4-10 кВ занимает 1-2 дня и особых "сюрпризов" не преподносит.

В целом, восстановление электроснабжения, в случае повреждения КЛ, происходит в три этапа:

  1. Поиск места повреждения
  2. Локализация и замена поврежденного участка
  3. Испытания кабельной линии перед подачей рабочего напряжения

Разумеется, что в случае не единственного и / или распределенного по длине повреждения КЛ (например, при попадании влаги под оболочку, вытекании масла и пр.) задача несколько усложняется.

Как пример - обрыв кабеля по трассе (порвали экскаватором) с последующим вытеканием масла в месте порыва и, соответственно, осушением концевой муфты на дальнем, выше расположенном участке.

Оценочно можно указать:

80% простые локальные повреждения (как правило, механические, - порвали строительной техникой, продавили на не достаточно укрепленном участке дорожного покрытия, зачастую - на повороте с углом более 70 градусов EPK)

20% сложные повреждения, распределенные / не локальные / множественные (старые, давно не эксплуатировавшиеся кабели, КЛ поврежденные при перегрузках, в т.ч. длительных, систематических). В случае сложных повреждений, набор Решений и Действий сугубо индивидуален.

Характер повреждения КЛ определяется при первом выезде электролаборатории, на этапе предварительной диагностики кабельной линии. Как правило, на этом этапе используется разразрядно-волновая рефлектометрия массива жил КЛ и оценка состояния изоляции испытаниями повышенным напряжением до 80 кВ (включительно) выпрямленным напряжением (кенотронирование) и реакцией на 3,5 / 5кВ 50Гц чистой синусоиды промышленной частоты с использованием осциллографа ИФК.

В части простых повреждений КЛ-0,4/6/10 кВ (те самые 80%) - последовательно выполняется:

1. Поиск точки на поверхности, под которым находится повреждение , ориентировочная точность по горизонтальной плоскости +-0,4м

По результатам оформляется Протокол определения места повреждения кабельной линии (этот документ не только отражает место повреждения на плане местности, но и служит основанием для запроса проведения земляных работ в официальные инстанции), в частности, ОАТИ района г.Москва (МО).

2. Вскрытие траншеи (+-1,5м) поперек трассы до визуального обнаружения искомого кабеля

Вполне вероятно при этом обнаружить несколько кабелей (допустим, «ваш» и какие-то соседние, проложенные выше, ниже, рядом).

3. Подтверждение/выбор из найденных именно «вашего» кабеля

Важно понимать, что в случае механического повреждения (порвали дорожной техникой, продавили), даже найденный визуально поврежденный кабель может оказаться "чужим" (соседним, проложенным рядом).

Без подтверждения приборами никакой, пусть даже визуально прогоревший кабель, ремонтировать нельзя. Позиция "ну какой другой еще тут может неисправный кабель лежать" очень часто не проходит, потому как, действительно, МОЖЕТ рядом быть другой поврежденный кабель - смуфтите не тот - потеряете время и деньги.

Помните: при первом выезде, электролаборатория указывает только место на поверхности земли, где копать , а не кабель, который ремонтировать.

4. Прокол / контрольная резка выявленной неисправной КЛ в месте вскрытия - технологическая операция по обеспечению техники безопасности кабельных работ

Обязательная операция. Без нее начинать работу с кабельной линией (устанавливать муфты и прочее) строжайше запрещено. Не однократно бывали случаи, когда без предварительного пробоя, горе-кабельщики начинали резать и "влетали" в высокое напряжение. Помимо ощутимого фейерверка подобное ЧП чревато солидным штрафом.

Казалось бы – все - место повреждения найдено, однако оно еще не локализовано, поэтому далее:

5. Локализация повреждения и проверка исправности прочих участков кабельной линии

Электролаборатория определяет, в какую сторону отрезать кабель и на какую длину.

Обычно траншея вскрывается на +-5м от контрольной резки, концы зачищаются и проводится проверка "в обе стороны". Цель этих мероприятий - убедиться, что поврежденное место вырезано (8..10 м) и иных повреждений КЛ не имеет.

Только теперь можно однозначно сказать, что повреждение найдено и кабель остается смуфтить и подать напряжение:

6. Установка соединительных кабельных муфт и кабельной вставки (7-10 м)

Стоимость ремонта кабельной линии

Вопреки некоторым предубеждениям, мало отличается от цены ремонта КЛ-0,4 кВ. Это связано с тем, что разница состоит только в типе устанавливаемых соединительных муфт, прочие действия по поиску места повреждения и кабельным работам неизменны.

Базовые расценки на комплексный ремонт кабельных линий:

  • КЛ-0,4 кВ, общая протяженность 300 м, АВБбШв(4*240) - 65 т.р.
  • КЛ-10 кВ, общая протяженность 3000 м, ААБл(3*120) - 90 т.р.

Разумеется, Вы можете заказать, например, только , а земляные работы и выполнить самостоятельно, что, конечно, обойдется несколько дешевле.

В заключение

Как видим, даже в самом простом и благоприятном случае, все не так быстро и просто, как это описывается некоторыми лабораториями - т.е. выполнить п.1 (приехать - воткнуть в землю флажок, мол, "здесь копать", уехать) не достаточно. Электролаборатории придется выполнить минимум 2 выезда, причем, пока не будут выполнены пункты с 1-го по 5-й, еще и не ясно, в единственном ли месте поврежден кабель.

Подчеркнем еще раз – никакие «суперсовременные приборы» и «специалисты с огромным опытом работы» не позволят из выше приведенной последовательности что-то "выкинуть" – либо выполнить все – либо, рискуете остаться с тем с чего начинали – неисправным кабелем и не локализованным местом повреждения.



Рассказать друзьям