Синтаксис функции if в javascript. Условные операторы. Функции в JavaScript

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

The source for this interactive example is stored in a GitHub repository. If you"d like to contribute to the interactive examples project, please clone https://github.com/mdn/interactive-examples and send us a pull request.

Syntax

if (condition) statement1 condition An expression that is considered to be either truthy or falsy . statement1 Statement that is executed if condition is truthy . Can be any statement, including further nested if statements. To execute multiple statements, use a block statement ({ ... }) to group those statements. To execute no statements, use an empty statement. statement2 Statement that is executed if condition is falsy and the else clause exists. Can be any statement, including block statements and further nested if statements.

Description

Multiple if...else statements can be nested to create an else if clause. Note that there is no elseif (in one word) keyword in JavaScript.

If (condition1) statement1 else if (condition2) statement2 else if (condition3) statement3 ... else statementN

To see how this works, this is how it would look if the nesting were properly indented:

If (condition1) statement1 else if (condition2) statement2 else if (condition3) ...

To execute multiple statements within a clause, use a block statement ({ ... }) to group those statements. In general, it is a good practice to always use block statements, especially in code involving nested if statements:

If (condition) { statements1 } else { statements2 }

Do not confuse the primitive Boolean values true and false with truthiness or falsiness of the Boolean object. Any value that is not false , undefined , null , 0 , -0 , NaN , or the empty string (""), and any object, including a Boolean object whose value is false, is considered truthy when used as the condition. For example:

Var b = new Boolean(false); if (b) // this condition is truthy

Examples

Using if...else

if (cipher_char === from_char) { result = result + to_char; x++; } else { result = result + clear_char; }

Using else if

Note that there is no elseif syntax in JavaScript. However, you can write it with a space between else and if:

If (x > 50) { /* do the right thing */ } else if (x > 5) { /* do the right thing */ } else { /* do the right thing */ }

Assignment within the conditional expression

It is advisable to not use simple assignments in a conditional expression, because the assignment can be confused with equality when glancing over the code. For example, do not use the following code:

If (x = y) { /* do the right thing */ }

If you need to use an assignment in a conditional expression, a common practice is to put additional parentheses around the assignment. For example:

If ((x = y)) { /* do the right thing */ }

Specifications

Specification Status Comment
ECMAScript Latest Draft (ECMA-262)
Draft
ECMAScript 2015 (6th Edition, ECMA-262)
The definition of "if statement" in that specification.
Standard
ECMAScript 5.1 (ECMA-262)
The definition of "if statement" in that specification.
Standard
ECMAScript 3rd Edition (ECMA-262)
The definition of "if statement" in that specification.
Standard
ECMAScript 1st Edition (ECMA-262)
The definition of "if statement" in that specification.
Standard Initial definition

Browser compatibility

The compatibility table on this page is generated from structured data. If you"d like to contribute to the data, please check out https://github.com/mdn/browser-compat-data and send us a pull request.

Update compatibility data on GitHub

Desktop Mobile Server
Chrome Edge Firefox Internet Explorer Opera Safari Android webview Chrome for Android Firefox for Android Opera for Android Safari on iOS Samsung Internet Node.js
if...else Chrome Full support 1 Edge Full support 12 Firefox Full support 1 IE Full support 3 Opera Full support Yes Safari Full support Yes WebView Android Full support 1 Chrome Android Full support 18 Firefox Android Full support 4 Opera Android Full support Yes Safari iOS Full support Yes Samsung Internet Android Full support 1.0 nodejs Full support Yes

Условные операторы

Условные операторы позволяют пропустить или выполнить другие операторы в зависимости от значения указанного выражения. Эти операторы являются точками принятия решений в программе, и иногда их также называют операторами «ветвления» .

Если представить, что программа - это дорога, а интерпретатор JavaScript - путешественник, идущий по ней, то условные операторы можно представить как перекрестки, где программный код разветвляется на две или более дорог, и на таких перекрестках интерпретатор должен выбирать, по какой дороге двигаться дальше.

Оператор if/else

Оператор if - это базовый управляющий оператор, позволяющий интерпретатору JavaScript принимать решения или, точнее, выполнять операторы в зависимости от условий. Оператор if имеет две формы. Первая:

if (выражение) оператор

В этой форме сначала вычисляется выражение. Если полученный результат является истинным, то оператор выполняется. Если выражение возвращает ложное значение, то оператор не выполняется. Например:

If (username == null) // Если переменная username равна null или undefined username = "Alex"; // определить ее

Обратите внимание, что скобки вокруг условного выражения являются обязательной частью синтаксиса оператора if.

Вторая форма оператора if вводит конструкцию else, выполняемую в тех случаях, когда выражение возвращает ложное значение. Ее синтаксис:

if (выражение) оператор1 else оператор2

Эта форма выполняет оператор1, если выражение возвращает истинное значение, и оператор2, если выражение возвращает ложное значение. Например:

If (n == 1) console.log("Получено 1 новое сообщение."); else console.log("Получено " + n + " новых сообщений.");

Оператор else if

Оператор if/else вычисляет значение выражения и выполняет тот или иной фрагмент программного кода, в зависимости от результата. Но что если требуется выполнить один из многих фрагментов? Возможный способ сделать это состоит в применении оператора else if. Формально он не является самостоятельным оператором JavaScript; это лишь распространенный стиль программирования, заключающийся в применении повторяющегося оператора if/else:

If (n == 1) { // Выполнить блок 1 } else if (n == 2) { // Выполнить блок 2 } else if (n == 3) { // Выполнить блок 3 } else { // Если ни один из предыдущих операторов else не был выполнен, выполнить блок 4 }

В этом фрагменте нет ничего особенного. Это просто последовательность операторов if, где каждый оператор if является частью конструкции else предыдущего оператора.

Оператор switch

Оператор if создает ветвление в потоке выполнения программы, а многопозиционное ветвление можно реализовать посредством нескольких операторов else if. Однако это не всегда наилучшее решение, особенно если все ветви зависят от значения одного и того же выражения. В этом случае расточительно повторно вычислять значение одного и того же выражения в нескольких операторах if.

Оператор switch предназначен именно для таких ситуаций. За ключевым словом switch следует выражение в скобках и блок кода в фигурных скобках:

switch(выражение) { инструкции }

Однако полный синтаксис оператора switch более сложен, чем показано здесь. Различные места в блоке помечены ключевым словом case , за которым следует выражение и символ двоеточия.

Когда выполняется оператор switch, он вычисляет значение выражения, а затем ищет метку case, соответствующую этому значению (соответствие определяется с помощью оператора идентичности ===). Если метка найдена, выполняется блок кода, начиная с первой инструкции, следующей за меткой case. Если метка case с соответствующим значением не найдена, выполнение начинается с первой инструкции, следующей за специальной меткой default: . Если метка default: отсутствует, блок оператора switch пропускается целиком.

Работу оператора switch сложно объяснить на словах, гораздо понятнее выглядит объяснение на примере. Следующий оператор switch эквивалентен повторяющимся операторам if/else, показанным в предыдущем примере:

Switch(n) { case 1: // Выполняется, если n === 1 // Выполнить блок 1 break; // Здесь остановиться case 2: // Выполняется, если n === 2 // Выполнить блок 2 break; // Здесь остановиться case 3: // Выполняется, если n === 3 // Выполнить блок 3 break; // Здесь остановиться default: // Если все остальное не подходит... // Выполнить блок 4 break; // Здесь остановиться }

Обратите внимание на ключевое слово break в конце каждого блока case. Оператор break приводит к передаче управления в конец оператора switch и продолжению выполнения операторов, следующих далее. Конструкции case в операторе switch задают только начальную точку выполняемого программного кода, но не задают никаких конечных точек.

В случае отсутствия операторов break оператор switch начнет выполнение блока кода с меткой case, соответствующей значению выражения, и продолжит выполнение операторов до тех пор, пока не дойдет до конца блока. В редких случаях это полезно для написания программного кода, который переходит от одной метки case к следующей, но в 99% случаев следует аккуратно завершать каждый блок case оператором break. (При использовании switch внутри функции вместо break можно использовать оператор return. Оба этих оператора служат для завершения работы оператора switch и предотвращения перехода к следующей метке case.)

Ниже приводится более практичный пример использования оператора switch, он преобразует значение в строку способом, зависящим от типа значения:

Function convert(x) { switch(typeof x) { // Преобразовать число в шестнадцатеричное целое case "number": return x.toString(16); // Вернуть строку, заключенную в кавычки case "string": return """ + x + """; // Любой другой тип преобразуется обычным способом default: return x.toString(); } } console.log(convert(1067)); // Результат "42b"

Обратите внимание, что в двух предыдущих примерах за ключевыми словами case следовали числа или строковые литералы. Именно так оператор switch чаще всего используется на практике, но стандарт ECMAScript позволяет указывать после case произвольные выражения.

Оператор switch сначала вычисляет выражение после ключевого слова switch, а затем выражения case в том порядке, в котором они указаны, пока не будет найдено совпадающее значение. Факт совпадения определяется с помощью оператора идентичности ===, а не с помощью оператора равенства ==, поэтому выражения должны совпадать без какого-либо преобразования типов.

Поскольку при каждом выполнении оператора switch вычисляются не все выражения case, следует избегать использования выражений case, имеющих побочные эффекты, такие как вызовы функций и присваивания. Безопаснее всего ограничиваться в выражениях case константными выражениями.

Как объяснялось ранее, если ни одно из выражений case не соответствует выражению switch, оператор switch начинает выполнение оператора с меткой default:. Если метка default: отсутствует, тело оператора switch полностью пропускается. Обратите внимание, что в предыдущих примерах метка default: указана в конце тела оператора switch после всех меток case. Это логичное и обычное место для нее, но на самом деле она может располагаться в любом месте внутри оператора switch.

Условный оператор позволяет пропустить или выполнить некоторый блок кода в зависимости от результата вычисления указанного выражения - условия. Можно сказать, что условный оператор является точкой принятия решения в программе, иногда его также называют оператор ветвления. Если представить, что программа - это дорога, а интерпретатор PHP - путешественник, идущий по ней, то условные операторы можно представить как перекрестки, где программный код разветвляется на две или более дорог, и на таких перекрестках интерпретатор должен выбирать, по какой дороге двигаться дальше.

Оператор if

Оператор if является наиболее простым из операторов ветвлений.

Синтаксис оператора if:

Оператор if сначала вычисляет условное выражение указанное в круглых скобках, результатом этого выражения является булево значение. Если полученный результат является истинным (true), то инструкция выполняется. Если выражение возвращает ложное значение (false), то инструкция не выполняется. В качестве условия может применяться выражение любой сложности.

Если в теле оператора if используется всего одна инструкция, то заключать ее в фигурные скобки можно, но не обязательно. Однако, если нужно выполнить в теле оператора if не одну инструкцию, а несколько, тогда эти несколько инструкций необходимо заключить в фигурные скобки. Обратите внимание на то, что после закрывающей фигурной скобки не следует ставить точку с запятой.

Следующий код демонстрирует применение оператора if:

Операторы if могут быть вложенными в другие операторы if:

Обратите внимание на последний пример: инструкцию не обязательно надо записывать именно под оператором if , если инструкция не большая по размеру, то ее можно записать и в одну строку.

Оператор if else

И так мы узнали, что оператор if позволяет выполнять инструкции в том случае, если условие истинно. Если же условие оказывается ложно, то никаких действий не выполняется. Однако часто бывает необходимо выполнить одни инструкции, если определенное условие истинно, и другие инструкции, если условие ложно. Именно для таких случаев используется ветвление if else . Оно состоит из оператора if , за которым следует блок инструкций и ключевого слова else , за которым следует другой блок инструкций.

Синтаксис оператора if else:

Оператор else не является обязательным. Блок инструкций расположенный после else выполняется по умолчанию, т.е. когда условное выражение в if возвращает значение false . Оператор else не может быть использован отдельно от оператора if . Блок else должен располагаться только после оператора if , его можно рассматривать, как действие по умолчанию.

Немного изменив наш предыдущий пример, мы можем увидеть, как работает оператор if else , если условие возвращает значение false:

Оператор if else может быть вложенным. Такие вложенные условные операторы встречаются на практике достаточно часто. Оператор if является вложенным, если он расположен внутри другого блока if или else . Если в коде используется несколько операторов if подряд, то else всегда относится к ближайшему if:

Последний else не относится к if($a) , так как он находится не во внутреннем блоке, поэтому ближайший к нему получается if($i) . Оператор else расположенный внутри блока относится к if($b) , потому что этот if - является ближайшим к нему.

Конструкция elseif/else if

Оператор if/else вычисляет значение условного выражения и выполняет тот или иной фрагмент программного кода. Но что, если требуется выполнить один из многих фрагментов? Если вам нужно проверить несколько условий подряд, то для этого подойдет конструкция elseif или else if (это одна и та же конструкция, просто по разному записана). Формально она не является самостоятельной конструкцией PHP - это лишь распространенный стиль программирования, заключающийся в применении повторяющихся операторов if/else . Она позволяет проверять дополнительные условия, пока не будет найдено истинное или достигнут блок else . Конструкция elseif/else if должна располагаться после оператора if и перед оператором else , если такой имеется.

Здесь проверяется три условия, и, в зависимости от значения переменной $username , выполняются разные действия.

На самом деле в этом фрагменте нет ничего особенного. Это просто последовательность операторов if , где каждый оператор if является частью конструкции else предыдущего if . Для тех кто впервые столкнулся с такой формой записи и ему не очень понятно, как это работает, мы перепишем этот же пример, только в эквивалентной синтаксической форме, полностью показывающей вложенность конструкций:

var a = 10; var b = (a>1) ? 100: 200; alert(b);

Если условие a>1 истинно, то переменной b присвоить значение 100 , иначе переменной b присвоить значение 200 .

Задание Js 3_4. Дополнить код: объявлено 3 локальные переменные с использованием ключевого слова var . Необходимо в переменную max присвоить значение следующего тернарного оператора: если a больше b , то возвращаем a , иначе возвращаем b .
Фрагмент кода:

if (a * b < 6) { result = "Мало"; } else { result = "Много"; }


Вопросы для самоконтроля:

  1. Каков синтаксис тернарного оператора?
  2. Сколько аргументов у тернарного оператора?

Оператор переключения в javaScript - switch

Оператор switch javascript служит для проверки переменной на множество значений:

Синтаксис:

switch (переменная или выражение) { case вариант1: //..блок операторов.. break case вариант2: //..блок операторов.. break default: //..блок операторов.. }

Проверяется значение переменной или выражения: в каждом case проверяется одно из значений, в случае подходящего значения выполняется тот или иной блок операторов, соответствующий данному case .

Блок, начинающийся со служебного слова default можно опустить. Операторы блока будут выполнены в случае, если ни одно из перечисленных значений во всех case не подходит.

Важно: Оператор break обязателен после каждого рассмотренного значения переменной (после каждого case ); если его не использовать, то будут выведены все, расположенные ниже операторы

Сравним с оператором IF :

var a = 2; switch(a) { case 0: // if (a === 0) case 1: // if (a === 0) alert("Ноль или один"); // тогда выводим... break; case 2: // if (a === 2) alert("Два"); // тогда выводим... break; default: // else alert("Много"); // иначе выводим... }

Как сгруппировать несколько вариантов?

Для выполнения одних и тех же операторов возможно группировка нескольких case . Как в примере выше:

Case 0: case 1: alert("Ноль или один"); break; ...

При a = 0 и a = 1 выполняется один и тот же оператор: alert("Ноль или один");

Пример 4: Запрашивать у пользователя ввести цвет. Выводить перевод на английский язык введенного цвета. Для цвета "синий" и "голубой" выдавать одно и то же значение.


✍ Решение:
  • Создайте веб-страницу с html-скелетом и тегом script .
  • Инициализируйте переменную color
  • var color = prompt("Какой цвет?" ) ;

    var color = prompt("Какой цвет?");

  • Проверьте значение переменной с помощью конструкции switсh , выводя на каждое значение - соответствующий перевод:
  • switch (color) { case "красный" : alert("red"); break; case "зеленый": alert("green"); break; // ...

    Если переменная color имеет значение "красный", то вывести в модальное окно перевод - "red" и выйти из конструкции (break;). Если переменная color имеет значение "зеленый", то вывести в модальное окно перевод - "green" и выйти из конструкции (break;).

  • Для цветов "синий" и "голубой" выполните группировку:
  • // ... case "синий": case "голубой": alert("blue"); break; // ...

    Если переменная color имеет значение "синий" или переменная color имеет значение "голубой", то вывести в модальное окно перевод - "blue" и выйти из конструкции (break;).

  • Организуйте вывод для тех цветов, которые не предусмотрены программой:
  • // ... default : alert("y нас нет сведений по данному цвету" ) } // конец switch

    // ... default: alert("y нас нет сведений по данному цвету") } // конец switch

  • Протестируйте сценарий в браузере.

Задание Js 3_6. Найдите и исправьте ошибки в следующем фрагменте кода:

14 15 16 17 var number = prompt("Введите число 1 или 2:" ) ; switch (number) { case "1" { document.write ("Один" ) ; } ; break ; case "2" { document.write ("Два" ) ; } ; break ; default { document.write ("Вы ввели значение, отличное от 1 и 2" ) ; } ; }

var number = prompt("Введите число 1 или 2:"); switch (number) { case "1" { document.write("Один"); }; break; case "2" { document.write("Два"); }; break; default { document.write("Вы ввели значение, отличное от 1 и 2"); }; }


Задание Js 3_7. Что выведется на экране при выполнении следующего кода?:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 var value = "2" ; switch (value) { case "1" : case "2" : case "3" : document.write ("Hello" ) ; break ; case "4" : case "5" : document.write ("World" ) ; default : document.write ("Error" ) ; }

var value = "2"; switch (value) { case "1": case "2": case "3": document.write("Hello"); break; case "4": case "5": document.write("World"); default: document.write("Error"); }


Задание Js 3_8. У пользователя запрашивать число – количество ворон на ветке. В зависимости от введенного числа (не более 10), выводить сообщение: - На ветке сидит 1 ворона - На ветке сидит 4 вороны - На ветке сидит 10 ворон

  1. В зависимости от введенного числа, меняется окончание у слова "ворона" .
  2. Для проверки использовать оператор Switch javascript.
  3. Сохраните данную страницу в папке результатов (она пригодится для дальнейших работ).


Вопросы для самоконтроля:

  1. В каком случае целесообразно в качестве условного оператора использовать конструкцию switch ?
  2. Для чего служит блок default в операторе switch ?
  3. Обязательно ли использование оператора break в конструкции switch ?
  4. Как осуществляется группировка для нескольких вариантов значений в операторе switch ?

Циклические операторы языка javaScript - For

Синтаксис:

for(начальное значение счетчика; условие; приращение счетчика) { //..блок операторов.. }

Важно: Цикл в javascript for используется, когда заранее известно, сколько раз должны повториться циклические действия (сколько итераций у цикла)

  • В качестве начального значения счетчика итераций используется выражение присваивания: например, i=0 - счетчик цикла начинается с нуля:
  • for(var i = 0; условие; приращение счетчика) { //..блок операторов.. }

  • В качестве приращения счетчика указывается шаг, с которым должен увеличиваться счетчик: например, указывает на то, что каждая итерация цикла будет сопровождаться его увеличением на 1 :
  • for(var i = 0; условие; i++) { //..блок операторов.. }

  • Условие цикла - это и есть конечное значение счетчика: например, i10, останавливает цикл:
  • for(var i = 0; i<10; i++) { //..блок операторов.. }

Рассмотрим пример использования цикла for в javascript:

Пример 5: Вывести последовательность чисел 0 1 2 3 ... 9 , каждую цифру - с новой строки. 0 1 2 ... 8 9


✍ Решение:
  • Для вывода последовательности чисел будем использовать счетчик цикла for , который должен менять свое значение от 0 до 9 согласно последовательности.
  • Значит, для начального значения счетчика цикла установите значение, равное 0 ; в качестве условия цикла установите заключительное значение - ii=9; шаг счетчика должен равняться 1 (i++), так как разница между членами последовательности - единица:
  • for (var i=0; i<10; i++) { document.write(i+"
    "); }

    В примере на экран выводятся значения счетчика цикла, так как приращение счетчика i++ , соответственно, на экране будут появляться 0 1 2 3 ... 9 , причем каждая цифра - с новой строки (тег
    ).

  • Протестируйте сценарий в браузере.

Задание Js 3_9. 1 до 15 .

  1. В качестве последовательности чисел используйте счетчик цикла for .
  2. Для переменной-сумматора следует использовать идентификатор переменной sum .

Фрагмент кода:

For (var i=...;...;...){ sum = sum + ...; } ...

Операторы выхода из цикла break и continue в javaScript. Оператор Exit

Оператор break прерывает выполнение всего тела цикла, т.е. осуществляет выход из цикла в javaScript.

В то время как оператор continue прерывает выполнение текущей итерации цикла, но, продолжая при этом выполнение цикла со следующий итерации.

Рассмотрим работу операторов break и continue на примере:

Пример: Разберите алгоритм фрагмента кода. Что будет выведено?

Фрагмент кода:

1 2 3 4 5 6 for (var i= 0 ; i< 10 ; i++ ) { if (i== 4 ) continue ; document.write (i+ "
" ) ; if (i== 8 ) break ; }

for (var i=0;i<10;i++) { if (i==4) continue; document.write(i+"
"); if (i==8) break; }


✍ Решение:
  • В третьей строке примера стоит условие, из-за которого цифра 4 не будет выводиться на экран: оператор continue перейдет к следующей итерации цикла, не завершив текущую.
  • В строке №5 осуществляется выход из цикла, но при этом цифра 8 будет выведена на экран, так как оператор вывода стоит до условия (в 4-й строке). Встретив break , интерпретатор завершит работу цикла.
  • Т.о. на экране будет: 0 1 2 3 5 6 7 8 - каждая цифра с новой строки.

Задание Js 3_10. Вывести сумму всех целых чисел от 1 до 15 , исключив из общей суммы числа 5 и 7 .

Оператор Exit

В языке javasctipt предусмотрен оператор выхода из программного кода - оператор exit .
Чаще всего оператор используется для исключения ошибки ввода пользователя.


Рассмотрим пример:

Пример 6: Запрашивать пользователя ввести число. Если введено не число, то выводить сообщение "Необходимо число!" и останавливать работу программы.


✍ Решение:
  • Инициализируйте переменную number значением, введенным пользователем в модальное окно:
  • var number = prompt("Введите число");

  • Используя функцию parseInt преобразования строки в целое число, проверьте, является ли введенное значение числом:
  • number=parseInt(number); // возвратит NaN - не число

    В случае, если введено не число, функция возвратит значение NaN (с англ. not a number - не число).

  • Проверьте значение переменной number с помощью функции isNaN:
  • x = isNaN(number); // возвратит true, если значение не числовое

    Функция isNaN возвращает значение true в случае, если переменная не является числом

  • По правилу "лжи" организуйте проверку значения переменной x . Если значение не числовое выведите соответствующее замечание и завершите программу:
  • if (x){ alert("Необходимо число!"); exit; // выход из программы }

  • Для продолжения программы (если введенное значение было числом), выведите следующее окно с предложением ввода:
  • alert("Введите второе число");// при вводе не числа оператор не выполнится

  • Протестируйте сценарий в браузере.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите три параметра цикла for и поясните их назначение.
  2. Какие операторы предназначены для выхода из цикла и для его прерывания? Приведите примеры их использования.
  3. Для чего предназначен оператор exit ?

Возможно ли несколько счетчиков в одном FOR?

Интересная работа с циклом for возможна при использовании одновременно двух счетчиков в цикле .
Рассмотрим пример:

Пример 7: При помощи скрипта распечатать следующие пары переменная-значение в три строки: i=0 j=2 i=1 j=3 i=2 j=4


✍ Решение:
  • В цикле for организуйте два счетчика: счетчик i для вывода последовательности 0 1 2 , счетчик j для вывода последовательности 2 3 4 :
  • 1 2 3 for (i= 0 , j= 2 ; i< 10 , j< 5 ; i++, j++ ) { }

    for(i=0, j=2; i<10, j<5; i++, j++) { }

    Каждый из трех параметров цикла for теперь имеет по два значения, которые перечисляются через запятую (например, первый параметр с двумя значениями: i=0, j=2). Сами параметры перечисляются через точку с запятой (;).

  • Для вывода с каждой строки используйте тег
    :
  • 1 2 3 4 for (i= 0 , j= 2 ; i< 10 , j< 5 ; i++, j++ ) { document.write ("
    i=" , i, "j=" , j) ; }

    for(i=0, j=2; i<10, j<5; i++, j++) { document.write("
    i=", i, "j=",j); }

Генерация страницы "на лету": как это?

Перед выполнением следующего задания рассмотрим пример динамического построения html-страницы при помощи javascript.

Пример 8:

  • Необходимо динамически генерировать маркированные и нумерованные списки на веб-странице в зависимости от введенных пользователем данных: запрашивать у пользователя ввести вид списка (нумерованный (цифра 1 ) или маркированный (цифра 2 )), а затем количество пунктов списка .
  • В зависимости от ответа выводить на экран теги либо маркированного либо нумерованного списка с необходимым количеством пунктов.
  • Если введен несуществующий тип списка, то выдавать сообщение "Введите правильный тип!" и осуществлять выход из программы ().

Вспомним теги:
теги нумерованного списка:

<ol > <li > <li > <li > </ ol >

теги маркированного списка:

var listType=prompt("Введите "1" - если маркированный список, "2" - если нумерованный список");

  • Проверьте введенное значение: для нумерованного списка (цифра 1) выведите тег
      , для маркированного (цифра 2) - тег
        . Если введено другое значение, выведите замечание и закончите программу:

            ") else { alert("Введите правильный тип"); exit; }

          • Инициализируйте переменную kolvo значением, введенным пользователем в модальное окно:
          • var kolvo=prompt("Введите количество пунктов");

          • Для преобразования строкового значения в числовое используйте функцию parseInt:
          • for (var i=1; i<=kolvo; i++) document.write("");

          • Поскольку списки закрываются соответствующими тегами, в зависимости от вида списка выведите закрывающие теги:
          • if (listType== "1" ) document.write ("" ) else if (listType== "2" ) document.write ("" ) ;

            if (listType=="1") document.write("

        ") else if (listType=="2") document.write("
      ");

    1. Протестируйте сценарий в браузере.
    2. Задание Js 3_11.
      Написать скрипт, который выводит теги input (элементы управления) разного типа, в зависимости от введенной цифры:

      1 - текстовое поле ,
      2 - кнопка ,
      3 - radio (переключатель).

      Количество выведенных тегов должно тоже запрашиваться.

      Вспомним теги:

      Для 1 - текстовое поле: Для 2 - кнопка: Для 3 - radio:

      Пример вывода:

      Задание Js 3_12. Нарисовать шахматную доску 9х9, используя циклы javascript for . "Рисовать" доску следует тегами html для таблицы:

      Вспомним теги:

      <table border = "1" width = "30%" > <tr > <td > -</ td > -</ td > </ tr > </ table >

      --

      • Для рисования 9 строк необходимо организовать внешний цикл for со счетчиком i .
      • Для рисования 9 ячеек в каждой строке необходимо организовать внутренний (вложенный) цикл for со счетчиком j .
      • Для отрисовки тегов ячеек и строк следует использовать метод document.write .

      Результат:

      Дополнительно:

      1. В ячейки таблицы вывести таблицу умножения, используя счетчики цикла (i и j).
      2. Первый ряд и первую колонку вывести с красным фоном (атрибут ячейки таблицы bgcolor):
        <td bgcolor = "red" > -</ td >

        -

      Результат:


      Вопросы для самоконтроля:

      1. Объясните, что значит понятие «динамическое построение страницы»?
      2. Какая конструкция языка чаще всего используется при динамическом построении страницы?

      Циклические операторы языка javaScript - While

      Синтаксис оператора while:

      while (условие) { //..блок операторов.. };

      Пример: Выводить в диалоговое окно степени двойки до 1000 (2, 4, 8 ... 512). Использовать метод alert()


      ✍ Решение:
      • Листинг скрипта:
      • 1 2 3 4 5 var a = 1 ; while (a < 1000 ) { a*= 2 ; alert(a) ; }

        var a = 1; while (a < 1000){ a*=2; alert(a); }

        a*=2 → использована операция составного присваивания: произведение, совмещенное с присваиванием, т.е. то же самое, что a = a*2

      • Протестируйте результат в браузере.

      Как работают операторы break и continue в цикле while ?

      Пример:

      var a = 1 ; while (a < 1000 ) { a*= 2 ; if (a== 64 ) continue ; if (a== 256 ) break ; alert(a) ; }

      var a = 1; while (a < 1000){ a*=2; if (a==64) continue; if (a==256) break; alert(a); }

      Степени двойки будут выводиться до 128 включительно, причем значение 64 будет пропущено. Т.е. в диалоговых окнах мы увидим: 2 4 8 16 32 128

      Задание Js 3_13. Какие значения выведет следующий фрагмент кода?

      var counter = 5; while (counter < 10) { counter++; document.write("Counter " + counter); break; document.write("Эта строка не выполнится."); }


      Задание Js 3_14. Написать код возведения х в степень y , используя цикл while . Запрашивать значения переменных и выводить результат с помощью alert() .

      Дополните код:

      1 2 3 4 5 6 7 8 9 var x = ...; var y = ...; counter = 1 ; chislo= x; while (...) { chislo= x* ...; counter= ...; } alert(chislo) ;

      var x = ...; var y = ...; counter = 1; chislo=x; while (...){ chislo=x*...; counter=...; } alert(chislo);

      A Исправьте ошибку в программе, предназначенную для нахождения факториала числа:

      1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 var counter = prompt("Введите число" ) ; var factorial = 1 ; document.write ("Факториал числа: " + counter + "! = " ) ; do { if (counter == 0 ) { factorial = 1 ; break ; } factorial = factorial / counter; counter = counter + 1 ; } while (counter > 0 ) ; document.write (factorial) ;

      var counter = prompt("Введите число"); var factorial = 1; document.write("Факториал числа: " + counter + "! = "); do { if (counter == 0) { factorial = 1; break; } factorial = factorial / counter; counter = counter + 1; } while (counter > 0); document.write(factorial);


      Задание Js 3_16. Модифицировать программу про ввод имени пользователем:

      Запрашивать имя пользователя до тех пор, пока пользователь действительно введет имя (т.е. поле действительно будет заполнено и не нажата клавиша cancel). Когда имя введено, то выводить "Привет, имя!" . document.

      Как искать ошибки в javascript?

      В некоторых случаях код на странице не работает непонятно по какой причине. Где искать ошибку? В таких случаях можно применить оператор try..catch .

      Оператор try..catch пытается выполнить фрагмент кода, и, если в коде есть ошибка, то существует возможность выдать ошибку на экран.
      Ошибка хранится в объекте e.message .

      Рассмотрим работу оператора на примере:

      Пример: написать в программе оператор с ошибкой. Проверять наличие ошибки в предполагаемом ошибочном коде: если ошибка в коде присутствует - выдавать сообщение "обработка ошибки: название ошибки" . После проверки ошибочного оператора, независимо от того, есть ли в коде ошибка, выдавать сообщение "завершающие действия"


      ✍ Решение:
      • В качестве сообщения с ошибкой будем использовать метод prompt() , написанный с ошибкой - promt() . Сообщение с ошибкой заключите в блок try:
      • alert("до"); try { promt("введите число"); // оператор с ошибкой }

        Try с англ. - "пытаться", таким образом, ставим оператор try перед фрагментом кода, который, возможно, содержит ошибку (в нашем случае ошибка действительно есть).

      • Сообщение с извещением об ошибке следует разместить в блок catch:
      • 6 7 8 9 catch (e) { alert("обработка ошибки: " + e.message ) ; }

        catch(e) { alert("обработка ошибки: "+e.message); }

        Если ошибка действительно есть, то оператор catch (с англ. "ловить") сохраняет эту ошибку в объекте e . В дальнейшем ее можно вывести в диалоговое окно - e.message .

      • Завершающее сообщение, которое необходимо выводить независимо от того, есть ли в коде ошибка, поместите в блок finally:
      • finally { alert("завершающие действия"); } alert("после");

        Если ошибка все же есть, то интерпретатор после ее вывода в нашем примере перейдет на выполнение блока catch , а затем finally (с английского "завершение", "наконец"), который выполнится всегда, независимо от того, была ли ошибка или нет. Даже если возникла ошибка в блоке catch .

      Важно: Блок finally в конструкции необязателен.


      Задание Js 3_17. Выполните пример, описанный выше, со следующими модификациями:

    3. Удалите блок finally и проследите за выполнением кода.
    4. Поставьте вместо ошибочного оператора безошибочный и посмотрите, каким будет результат.
    5. Резюме:

      На уроке были рассмотрены следующие операторы языка javascript и конструкции:

      Javascript условные операторы:

    6. Оператор if
    7. Условное присваивание (тернарный оператор)
    8. Оператор переключения switch
    9. Операторы цикла:

    10. Цикл for
    11. Цикл while
    12. Цикл do...while
    13. Цикл for...in
    14. Итоговое задание Js 3_18.
      Создать игру для двоих:

      1. Программа просит первого игрока ввести число от 1 до 100 (второй игрок не видит введенное число). Затем второго игрока просит угадать введенное число. В ответ выводится сообщение «мало» либо «много» в зависимости от введенного ответа. Если игрок угадывает, - выводится поздравление. Если не угадывает – игра продолжается (до тех пор, когда число действительно будет угадано).
      2. Просчитывать число попыток и выдавать результат, когда число разгадано.


      Вопросы для самоконтроля:

      1. В каких случаях целесообразно использовать цикл For In ? Назовите пример его использования.
      2. Каково назначение оператор try..catch ?
      3. Объясните назначение каждого блока оператора try..catch .


  • Рассказать друзьям