Компьютерная мышь. История мышек. Кто изобрел компьютерный манипулятор мышь Изобретатель мыши

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня мышь - необходимое устройство ввода для всех современных компьютеров. Но совсем недавно все было по-другому. Компьютеры не имели графического команды и данные можно было ввести только с помощью клавиатуры. А когда же появилась самая первая Вы будете удивлены, увидев, какую эволюцию пережил этот привычный для каждого предмет.

Кто изобрел первую компьютерную мышь?

Считается отцом этого прибора. Он был из тех ученых, которые стараются приблизить науку даже к простым людям и сделать прогресс доступным каждому. Он изобрел первые компьютерные мыши в начале 1960 годов в своей лаборатории в Стэнфордском исследовательском институте (ныне SRI International). Первый прототип был создан в 1964 году, в заявке на патент на это изобретение, поданной в 1967 году, он был назван как "Индикатор положения XY для системы с дисплеем". Но официальный документ под номером 3541541 был получен только в 1970 году.

Но все ли так просто?

Казалось бы, всем известно, кто создал первую компьютерную мышь. Но технология трекбола (шарового привода) впервые была использована гораздо раньше Военно-морским флотом Канады. Тогда, в 1952 г., мышь представляла собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, которая могла бы ощущать смещение шара и имитировать его движения на экране. Но мир узнал об этом только годы спустя - ведь это было секретное военное изобретение, которое никогда не патентовали и не пытались производить массово. Спустя 11 лет оно уже было известным, но Д. Энгельбарт признал его неэффективным. В тот момент он еще не знал, как соединить его видение мыши и это устройство.

Как появилась идея?

Основные идеи по поводу изобретения впервые пришли в голову Д. Энгельбарту в 1961 году, когда он был на конференции по компьютерной графике и обдумывал проблему повышения эффективности интерактивных вычислений. Ему пришло в голову, что, используя два маленьких колесика, которые движутся по столешнице (одно колесо поворачивается по горизонтали, а другое - по вертикали) компьютер может отслеживать сочетания их вращения и, соответственно, перемещать курсор на дисплее. В какой-то степени принцип действия похож на планиметр — инструмент, используемый инженерами и географами, чтобы измерять расстояния на карте или чертеже и т. д. Тогда ученый записал эту идею в свой блокнот для дальнейшего использования.

Шаг в будущее

Чуть более года спустя, Д. Энгельбарт получил грант от института на запуск своей исследовательской инициативы под названием "Улучшение Человеческого Разума". Под ней он представлял систему, где люди умственного труда, работая на высокопроизводительных компьютерных станциях с интерактивными дисплеями, имеют доступ к обширному информационному онлайн-пространству. С его помощью они могут сотрудничать, решая особо важные проблемы. Но этой системе остро не хватало современного устройства ввода. Ведь чтобы комфортно взаимодействовать с объектами на экране, нужно иметь возможность быстро их выбирать. НАСА заинтересовалась проектом и выделила грант на то, чтобы была сконструирована компьютерная мышь. Первая версия этого прибора похожа на современную разве что размером. Параллельно командой исследователей были придуманы и другие устройства, которые позволяли управлять курсором при помощи нажатия ступней на педаль или передвижения коленом специального зажима под столом. Эти изобретения так и не прижились, а вот джойстик, придуманный тогда же, позже был усовершенствован и применяется до сих пор.

В 1965 году команда Д. Энгельбарта опубликовала окончательный доклад о своем исследовании и различных методов выбора объектов на экране. Были даже волонтеры, которые участвовали в тестировании. Это происходило примерно так: программа показывала объекты в разных частях экрана и волонтеры пытались как можно быстрее кликнуть по ним разными устройствами. По результатам тестов первые компьютерные мыши однозначно превосходили все остальные приборы и были включены в качестве стандартного оборудования для дальнейших исследований.

Как выглядела первая компьютерная мышь?

Она была изготовлена из дерева и была первым устройством ввода, которое помещалось в руку пользователя. Зная принцип ее действия, вас уже не должно удивлять то, как выглядела первая компьютерная мышь. Под корпусом были два металлических диска-колесика, схема. Кнопка была только одна, и провод уходил под запястье человека, держащего прибор. Прототип собрал один из членов команды Д. Энгельбарта, его ассистент Уильям (Билл) Инглиш. Изначально он работал в другой лаборатории, но вскоре присоединился к проекту по созданию устройств ввода, разработал и воплотил в жизнь дизайн нового прибора.

Наклоняя и раскачивая мышь, можно быль нарисовать идеально ровные вертикальные и горизонтальные линии.

В 1967 году корпус стал пластиковым.

Откуда взялось название?

Достоверно никто не помнит, кто первый назвал этот прибор мышью. Ее тестировали 5-6 человек, возможно, что кто-то из них и озвучил сходство. Тем более что первая в мире компьютерная мышь была с проводом-хвостиком сзади.

Дальнейшие улучшения

Конечно, прототипы были далеки от идеала.

В 1968 в Сан-Франциско на компьютерной конференции Д. Энгельбарт представил усовершенствованные первые компьютерные мыши. Они имели три кнопки, помимо них клавиатура доукомплектовывалась приспособлением для левой руки.

Задумка была такова: правая рука работает с мышью, выделяя и активируя объекты. А левая с удобством вызывает нужные команды при помощи маленькой клавиатуры с пятью длинными клавишами, как у пианино. Тогда же стало ясно, что провод под рукой у оператора путается при использовании прибора, и что его нужно вывести на противоположную сторону. Конечно, приставка под левую руку не прижилась, но Дуглас Энгельбарт использовал ее на своих компьютерах до последних дней.

Продолжение работы над усовершенствованием

На дальнейших этапах развития мыши на сцену вышли другие ученые. Самое интересное, что Д. Энгельбарт никогда не получал отчислений со своего изобретения. Так как он запатентовал его как специалист Стэндфордского института, то правами на прибор распоряжался именно институт.

Итак, в 1972 году Билл Инглиш заменил колесики на трекбол, что позволило распознавать движение мыши в любом направлении. Поскольку он тогда работал в компании Xerox PARC, то эта новинка стала частью передовой по тем меркам системы Xerox Alto. Это был миникомпьютер с графическим интерфейсом. Поэтому многие ошибочно считают, что первые в компании Xerox.

Следующий виток развития произошел с мышью в 1983 году, когда в игру вступила компания Apple. Предприимчивый подсчитал стоимость массового производства прибора, которая составила примерно 300 долларов. Это было слишком дорого для обычного потребителя, поэтому было принято решение упростить конструкцию мыши и заменить три кнопки одной. Цена упала до 15 долларов. И хоть это решение до сих пор считают спорным, Apple не торопится менять свой культовый дизайн.

Первые компьютерные мыши были прямоугольной или квадратной формы, анатомический округлый дизайн появился лишь в 1991 г. Его представила компания Logitech. Помимо интересной формы новинка была беспроводной: связь с компьютером обеспечивалась при помощи радиоволн.

Первая оптическая мышь появилась в 1982. Ей для работы был необходим специальный коврик с напечатанной сеткой. И хоть шарик в трекболе быстро загрязнялся и доставлял неудобства тем, что его нужно было регулярно чистить, оптическая мышь до 1998 года была коммерчески невыгодной.

Что дальше?

Как вы уже знаете, «хвостатые» с трекболом уже практически не используются. Технологии, и эргономичность компьютерных мышек постоянно усовершенствуются. И даже сегодня, когда все более популярными становятся устройствам с тачскринами, их продажи не падают.

Первая компьютерная мышь была представлена 5 декабря 1968 года на показе интерактивных устройств в Калифорнии. Хотя есть факты, что разработки и первые результаты были и ранее. В 1970 году Дуглас Энгельбарт получил патент на производство привычного сегодня гаджета. Первый манипулятор имел три кнопки, хотя изначально разработчик хотел оснастить устройство пятью кнопками – по количеству пальцев на руке. Для соединения с компьютером в то время использовали толстый шнур, отсюда и родилось название мышь.

Первая мышка для управления ПК представляла собой деревянную коробочку со шнуром, торчащим из корпуса в задней части. Принцип действия гаджета был максимально прост.

Внутри корпуса находились два колеса, перпендикулярных относительно друг друга. Благодаря колесикам манипулятор двигался по осям X и Y. Встроенный чип фиксировал перемещения и количество сделанных оборотов. Эти данные передавались в процессор, который обрабатывал информацию и выводил на экран световое пятно – курсор.

На презентации Дуглас Энгельбарт вместе с помощником продемонстрировали публике работу первой компьютерной мыши не только в обычном режиме, но и в процессе совместного редактирования одного документа.

Эволюция компьютерного манипулятора

В начале семидесятых изобретение нашло широкое применение. Его включили в комплектацию компьютера Alto. Общий принцип работы сохранили, но корпус стал пластмассовым, шнур расположился на передней части, а кнопки стали более удобными. Вскоре диски-ролики заменили более удобным и менее громоздким шариком. Появилась возможность разборки и чистки устройства.

Следующим этапом было создание оптической мыши, работающей при помощи оптического датчика. Этот манипулятор вошел в комплектацию Macintosh.

Первая беспроводная мышь появилась в 1991 году, ее представила миру компания Logitech. Однако это новшество еще долго не признавали, так как передача сигнала посредством инфракрасных волн была очень медленной, что существенно замедляло работу на компьютере.

Быстрые и удобные лазерные мыши стали доступны в 2004 году. В наше время самыми популярными являются гаджеты с радиосвязью. Сегодня уже есть гироскопические мыши, которым не нужна твердая поверхность для управления курсором.

Факты об изобретателе

Любопытно, что Дуглас Энгельбарт не стал продавать свое изобретение. В его задачи не входило обогащение. Изобретатель получил за свою разработку всего лишь 10 000 долларов, которые потратил на покупку домика для своей семьи.

В дальнейшем Дуглас практически не участвовал в усовершенствовании гаджета лично. Так сложилось, что ему пришлось бороться с раком и больше думать о своем здоровье, чем о новинках электроники.

Сегодня без этого устройства ввода невозможно представить компьютер. Манипулятор упрощает и ускоряет редактирование текстов и фотографий, обеспечивает комфорт и удобство.


9 декабря считается днем рождения компьютерной мыши - именно в этот день почти 50 лет назад, в 1968 году, на конференции по интерактивным устройствам в Сан Франциско Дуглас Энгельбарт представил публике компьютерную мышь. И все это время такой манипулятор был и остается самым массовым: даже сейчас, во времена повального распространения тачпадов, сенсорных экранов и голосовых помощников, мышка зачастую является неотъемлемой частью ПК и ноутбуков. Причин на то, в общем-то, хватает: тут и удобство использования (не нужно запоминать всякие жесты 3-4 пальцами; самое сложное, что нужно знать - двойной клик), и максимальная точность (при желании можно попасть в нужный пиксель монитора - сделать это на тачпаде и тем более на сенсорном экране - из разряда фантастики). В итоге мышь и не думает умирать - и хотя со временем потерялся ее хвост, она, как и VGA с 3.5 мм аудио разъемом, будут существовать еще долго (хотя достаточно компаний хотят их убрать с рынка). Но давайте все же начнем с самого начала - с истории создания первой мыши.

История появления компьютерной мыши

В 1961 году Энгельбарт, сидя на конференции по компьютерной графике (да, для суперкомпьютеров графика появилась на десятилетия раньше, чем для персональных компьютеров), задумался - а как можно удобно управлять графическими элементами на мониторе? Без графики (при текстовом выводе информации) клавиатуры хватало заглаза, но вот управлять элементами, разбросанными по всему экрану, с нее не очень-то удобно (хотя, в принципе, возможно даже сейчас - та же Windows 10 вполне сносно, но очень медленно, управляется только с клавиатуры). Идея, пришедшая ему в голову, была крайне простой: по сути любой дисплей представляет из себя двумерный массив пикселей, каждый из которых имеет свою координату на двух перпендикулярных осях (назовем их X и Y). На экране можно иметь метку-курсор, которая позволяет работать с объектом, находящимся на экране под ним. Но вот как управлять курсором? Да очень просто - мы сделаем два диска, каждый их которых будет отвечать за движение по каждой из осей. Снимать данные с каждого диска нетрудно (значение числа Pi можно округлить, тут это не особо важно), и в результате из двух колесиков и нескольких палочек с простейшим микропроцессором можно получить устройство, которое фигурирует в патенте как «Индикатор положения XY для системы с дисплеем». Сама заявка на патент была подана в 1967 году, а сам патент был получен только в 1970ом.

Представленная в 1968 году мышь выглядела так:


С виду что-то отдаленно напоминающее современную мышку, правда тут было три кнопки и весила она как утюг. Но в те времена такое устройство не прижилось: во-первых, дабы не хромала точность, контроллер в мыши должен был обсчитывать движения хотя бы с десяток раз в секунду - в противном случае можно было легко промазать мимо кнопки (для сравнения, современные мыши имеют частоту опроса 125-1000 Гц, то есть 125-1000 раз в секунду). Но тут уже сдавался сам чип в мыши: напомню, что это был конец 60ых, и частоты микропроцессоров был даже не мегагерцы, а десятки или сотни килогерц. В итоге было решено пойти на хитрость: очевидно, что нам нужно раз в 100 мс получать данные о том, как сильно прокрутилось то или иное колесико. При этом начальная точка каждого движения по умолчанию является конечной точкой предыдущего. Тогда зачем нагружать контроллер вычислениями типа (координата конца) - (координата начала), если можно каждый раз обнулять начальную координату? В таком случае нам остается всего-то передвинуть курсор на экране на то количество пикселей, которое соответствует координате конца движения, а такие данные обсчитать контроллер мыши уже без проблем мог. Ну а самую первую координату после старта системы стали брать в центре экрана - именно поэтому даже сейчас после загрузки системы курсор мыши находится в центре дисплея.

Однако основная проблема энгельбартовской мыши была даже не в этом: колесики могли крутиться строго по горизонтали или вертикали, поэтому вы могли перемещаться по дисплею или вертикально, или горизонтально - никаких движений по диагонали не было. В итоге такая мышь, конечно, позволяла быстрее перемещаться по элементам на дисплее, чем клавиатура, но до удобной работы было еще далеко.

Исправить этот досадный недостаток смог Билл Инглиш, причем всего через 2 года после получения патента Энгельбартом - в 1972 году. Он, к слову, был ассистентом Энгельбарта, и предлагал ему воспользоваться шаровым приводом, который военные использовали еще с 1952 года: он представлял собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, и вращение шара вызывало смещение курсора на экране. Разумеется, тут не было никаких проблем с перемещением курсора по диагонали, но Энгельбарт признал такой способ неэффективным.

В итоге Инглиш, раздосадованный таким решением своего начальника, перешел работать в Xerox, где в 1972 году представил рабочую мышь с шаровым приводом. Решив, что управлять шаром напрямую неудобно, он расположил его внутри мышки, и два ролика снимают его вращение по обеим осям. Для определения угла поворота каждого ролика изначально использовался контактный энкодер (как и в военной схеме 1952 года) - это был диск с нанесенными на нем на равных расстояниях металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. При вращении ролика вращался диск, и контакт то пропадал, то появлялся - это позволяло отследить, в какую сторону и как сильно вращается ролик:


Основная проблема - передвижение только по двумя осям - была решена, зато появилась масса других. Во-первых, шарик катался по столу и быстро собирал грязь и пыль, что приводило к загрязнению и заеданию роликов. Во-вторых, контакты на энкодерах быстро окислялись и истирались, что опять же ухудшало точность. Ну а самыми основными проблемами была стоимость и то, что графических интерфейсов тогда как бы и не было, так что изобретение использовали лишь внутри компании, а в продажу первый ПК с мышью вышел лишь в 1981 году (это был Xerox 8010), причем мышь там стоила 400 долларов (больше 1000 долларов по текущему курсу). Разумеется, за такую цену манипулятор провалился - люди привыкли работать только с клавиатурой и не видели смысла в графических интерфейсах, особенно если для них нужен манипулятор с ценой, сравнимой со стоимостью всего ПК целиком.

Однако Стиву Джобсу этот манипулятор очень понравился, и в 1983 году Apple представляет мышь для своего компьютера Lisa. Отлично понимая, что даже за 100 долларов сей продукт провалится, инженеры в Apple сделали действительно невозможное: цена была уменьшена аж до 25 долларов! При этом, увы, пришлось пожертвовать кнопками - она осталась только одна (и это кстати до сих пор у Apple так). Продукт оказался удачным, и, вкупе с все большим распространением графических интерфейсов, мыши тоже стали развиваться и изменяться - так что об этом и поговорим.

Шаровой привод с оптическим энкодером

Итак, мировое сообщество решило, что мышь таки нужна. Но мышь Инглиша имела достаточно много проблем, о которых я писал выше. То, что загрязнялся шарик, особой проблемой не было - его можно было легко достать, почистить и забрать себе. А вот то, что со временем выходил из строя контактный энкодер, было существенной проблемой - ведь его просто так не заменишь, это был самый основной элемент мыши. В итоге решено было применить оптический энкодер. Суть его состоит в том, что теперь на диске были не контакты, а прорези, и напротив них были фотодиоды. Соответственно при вращении свет или проходил в прорези, или не проходил, что опять же позволяло оценить, в какую сторону и насколько повернулся ролик:


Так как трения теперь не было, то и проблема с истиранием и окислением контактов ушла, и мышь в таком виде существовала как минимум до начала нулевых (а кое-где используется и до сих пор).

Оптические мыши первого поколения

Многие думают, что оптические мыши - изобретение уже 21 века. На самом деле они всего на 10 лет старше мыши Инглиша - первая такая мышь появилась в 1982 году, но особого распространения не получила: проблема была в том, что для ее работы требовался специальный коврик с нанесенной на ней сеткой - именно от нее отражался свет от диода и принимался датчиком на мыши, ну а отследить перемещение по сетке особого труда не составляло. Вторая проблема была в большой стоимости - в разы выше, чем у шариковых мышей, которые к тому же еще и работали почти с любой поверхностью. Однако и плюсов у оптических мышек хватало: во-первых, это повышенная точность: если в случае с энкодерами было множество передач импульса (стол - колесо - ролик - энкодер), что достаточно сильно снижало точность и уменьшало максимальную скорость передвижения манипулятора, и в итоге если попасть по крестику или ссылку особого труда не составляло, то вот более точные (или быстрые) действия были затруднены, то в случае с оптическими мышками точность была уже на уровне пары пикселей, что позволяло более удобно работать с графикой. Ну и к тому же оптические мыши были все же более надежными - ничего чистить не надо, да и шансов поломки было меньше, так как нет механических элементов.

Оптические мыши с матричным сенсором

Вот мы и подобрались к современности: если вы пойдете в любой магазин электроники, то в дешевом сегменте вы встретите скорее всего именно такие мыши (их от лазерных отличает видимая подсветка сенсора, но об этом ниже). Как же такие мыши работают? Да очень просто: в мыши установлена сверхбыстрая видеокамера, способная делать сотни и тысячи снимков в секунду, и микроконтроллер, сравнивая их, определяет направление и величину смещения мыши. Для упрощения работы камеры используется контрастная подсветка - обычно красная. Основной плюс в сравнении с первым поколением оптических мышей - не нужен специальный коврик, такая мышь в теории работает на любой, даже стеклянной, поверхности (хотя, конечно, максимальная точность достигается все же на ковриках).

Лазерная мышь

Ну и самыми современными и дорогими являются лазерные мыши. Их принцип действия схож с оптическими - все также есть сверхбыстрая видеокамера, однако для подсветки поверхности используется уже не светодиод, а полупроводниковый лазер, а сенсор настроен на улавливание только его длины волны:


Это позволяет добиться еще большей точности - до нескольких тысяч dpi. В общем-то, для обычных пользователей такие мыши не нужны, а вот геймеры их оценили, ибо они позволяют «стрелять в пиксель».

Индукционная мышь

Еще один тип мышей, который можно назвать псевдобеспроводными: они не требуют физического подключения к ПК, и, в отличии от обычных беспроводных мышей, не требуют еще и аккумуляторов - однако, для их работы обязателен специальный коврик, а сама мышь питается засчет индукции (внутри мыши есть катушка, и под действием переменного магнитного поля от коврика на этой катушке появляется электрический ток). Плюсы таких мышек очевидны - вы получаете и беспроводную мышь, и отсутствие проблем при разрядке аккумулятора или батареек. С другой стороны, работать вы сможете только на коврике, что тоже не всем удобно.

Гироскопические мыши

В общем-то, тут и так понятно - в данном случае манипулятор достаточно далек от обычных мышей, и имеет внутри себя гироскоп, который позволяет устройству ориентироваться в трехмерном пространстве. Для работы в системе, где все плоское, он, в общем-то бесполезен, зато при 3D-моделировании или играх позволяет управляться с объектами в пространстве без привлечения клавиатуры.

Эргономические мыши

Где-то с 90ых годов мыши особо не менялись по внешнему виду - это небольшие прямоугольные или овальные бруски с утолщением в центре, на верхнем крае расположены 1-2 кнопки и колесико - в общем-то, я мог этого не писать, и так все знают, как выглядят мыши. Однако не так давно стали появляться мыши, выглядящие как что угодно, но не как мышь - эдакие пирамидки с кнопками сбоку:

В чем их смысл? В том, что такой хват более удобен и привычен человеческой руке, что может позволить избежать для некоторых людей болей в кисти при длительном использовании мыши, ну и повысить точность. На деле, разумеется, все индивидуально, но попробовать стоить каждому - возможно, что именно вам такая нетрадиционная мышь понравится.

Ну а на этом, в общем-то, все по истории и устройству компьютерных мышей: удивительно, но за 50 лет человечество так и не придумало ничего более удобного и простого. Возможно, что все изменится в будущем, ну а пока что можете погладить своего хвостатого (или бесхвостого) зверька на столе и поздравить его с 49-летием.

У любого правила бывают исключения. За примером далеко ходить не нужно. Взять хотя бы отношения человека с грызунами. Тех, кто питает тёплые чувства к крысам, суркам, дикобразам и иже с ними, - меньшинство. И наоборот: тех, кто испытывает к этим животным явную неприязнь, - подавляющее большинство. Особенно если речь идёт о прекрасной половине человечества.

В месте с тем такое положение вещей не мешает куче народа ежедневно тесно и даже ласково общаться с одним из этих милых созданий. Догадались, о ком это я?! Конечно же, о компьютерной мышке ! Об истории изобретения, появления и нюансах развития этого незаменимого сегодня «грызуна» читайте далее.


Отцы-создатели

Р аботы над устройством, которое было бы способно преображать движение руки в соответствующий сигнал на мониторе, стартовали ещё в середине прошлого века. Причём эти работы имели две характерные особенности.

В о-первых, они шли в разных местах параллельно друг другу.

В о-вторых, заказывали изобретательскую «музыку» военные.

Т ак, в 1946 году Королевский военно-морской флот Великобритании в лице инженера Ральфа Бенжамина представил первый в мире опытный образец манипулятора. Его создали для замены джойстика управления целями на экране радара. Устройство назвали «roller ball» (с англ. - вращающийся шар). Патент оформили в 1947 году.

Д альше единственного прототипа (представлял собой металлический шар и два, покрытых резиной, колёсика) дело так и не пошло. По слухам, секретная разработка военных так и сгинула в недрах британского флота.

В 1952 году трио изобретателей Кеньйон Тейлор , Том Кренстон и Фред Лонгстафф уже под эгидой Королевского канадского военно-морского флота для схожих целей, что и пятью годами ранее британцы, в рамках проекта DATAR разработали собственный манипулятор. Как и в случае с «roller ball» канадский прародитель компьютерной мыши так и не сумел снискать коммерческой славы.

Н аиболее известным прародителем современной мыши стала работа сотрудников Стэндфордского Исследовательского Института - Дугласа Энгельбарта (на фото срава) и его помощника Билла Инглиша .

В 60-е годы XX века в русле работы над амбициозным проектом по увеличению возможностей человеческого интеллекта эти учёные создали ряд экспериментальных устройств. Среди них была и компьютерная мышка.

С амо слово «мышь» впервые слетело с уст как раз этого дуэта. В 1965 году Билл Инглиш в своей статье «Computer-Aided Display Control» (с англ. - компьютеризированный контроль дисплея) впервые в истории заявил о появлении нового манипулятора. «Мышью» манипулятор стал из-за условного сходства устройства с настоящей мышью: у компьютерной мышки имелся свой «хвост» - соединительный провод. Физическая демонстрация трёхкнопочного манипулятора состоялась в декабре 1968 года на выставке интерактивных приспособлений в Калифорнии.

З а создание устройства и названия к нему учёных из Стэнфорда принято считать изобретателями компьютерной мыши. Любопытно, однако, то, что сами они особых материальных дивидендов от этого не получили. Срок действия патента на изобретение истёк до того, как мышки стали широко использоваться в персональных компьютерах. А ведь при других раскладах стэндфордские учёные могли стать мультимиллионерами.

Союз двоих: компьютера и мыши

Н а новый манипулятор-мышь обратили внимание производители первых персональных компьютеров. Пусть не сразу, но мышь стала частью компьютера. Первооткрывателями в этом плане стали следующие машины:

  • Xerox Alto (1973) - «прадедушка» персональных компьютеров и первый ПК, в котором использовалась компьютерная мышь.

  • Lilith (1978) - персональный компьютер, созданный в Швейцарской высшей технической школе Цюриха группой энтузиастов во главе с Никлаусом Виртом.

  • Xerox 8010 Star Information System (1981) - трёхкнопочная мышь этого известного в прошлом компьютера запомнилась в первую очередь своей стоимостью - 400 долларов США.

  • Lisa (1983) - компьютерный продукт компании , оснащённый собственной однокнопочной мышкой. Последняя ушла в массы чуть позже благодаря применению в компьютерах Apple Macintosh и IBM PC. Цена «яблочного» манипулятора составляла 25 долларов.

  • Atari ST (1985) - ещё один американский компьютер 80-х годов, эксплуатация которого предполагала обязательное наличие мышки, на этот раз - с двумя кнопками.

О бойти стороной создание компьютерной мыши не могла и подающая в то время большие надежды компания . И пусть детище и Пола Аллена не создавало своих компьютеров, однако в 1982 году теперь уже всемирно известная корпорация представила на суд общественности собственную компьютерную мышь. Этим событием компания положила начало диверсификации своего бизнеса, перейдя от «софта» к «харду».

Т аким образом, начиная с конца 80-х - начала 90-х компьютерная мышь всерьёз и надолго вошла в жизнь рядового пользователя компьютера. Дальше мышка совершенствовала форму и обрастала возможностями.

От механики к эргономике

Э волюция компьютерной мыши по-настоящему многогранна. Изменения, которые ей довелось пережить в прошлом, коснулись всего. В первую очередь речь идёт о принципе действия устройства.

П ервоначальный прямой привод (два перпендикулярных колёсика), автором которого был уже упомянутый нами Дуглас Энгельбарт, вскоре сменил шаровой механизм устройства мыши (покрытый резиной металлический шар, зажатый между двумя роликами). До конца 90-х шаровой механизм стал королём. Затем появился оптический детектор.

О тказавшиеся от механики оптические компьютерные мышки первого поколения работали с использованием светодиодов и инфракрасных фотодиодов. Оптические «грызуны» последнего поколения используют оптический датчик на основе полупроводникового лазера.

Д обившись высокой точности и надёжности в работе оптической компьютерной мышки, её создателям можно было и остановиться. Но куда уж там! Метаморфозы компьютерного «грызуна» продолжились.

П оявились индукционные компьютерные мыши. Для работы такого манипулятора используется особый коврик-планшет. Без него мышь недееспособна, но зато с ним отличается высочайшей точностью и не требует правильной ориентации на поверхности.

К роме того, на рынке сегодня продаются гироскопические мышки. Эти удивительные устройства, оснащённые гироскопом, способны различать движения кисти и на поверхности, и в пространстве. Управлять таким манипулятором можно и на столе, и в воздухе.

П оявление беспроводных мышей привело к исчезновению «имяобразующего» фактора - кабеля от мышки к компьютеру. Такие устройства взаимодействуют с ПК посредством оптической или радиосвязи. Правда, беспроводные мышки имеют два недостатка - увеличенный вес и постоянную необходимость подзарядки автономного источника питания.

Ч асто апгрейд компьютерной мыши касается не связанных с её устройством аспектов.

Т аким «системообразующим» аспектом-драйвером развития компьютерной мыши стала индустрия . Заядлые геймеры пользуются мышками, специально разработанными для разного рода игр. Игровая адаптация предполагает главным образом наличие у мышки многочисленных вспомогательных кнопок и «фильдеперсового» дизайна устройства.

«К учерявый» дизайн - ключевой фактор для создания эргономичных мышей. Как предполагает название, такие манипуляторы призваны обеспечить комфорт и удобство для человеческой кисти. Разработчики этих «грызунов» убеждены, что их мышки повторяют естественные очертания руки, а значит - не станут причиной серьёзных неврологических заболеваний. Таких, как синдром запястного канала.

«Война» кнопок

В процессе эволюции компьютерной мыши изменения произошли и с кнопочной структурой устройства. Изначально, на заре массовой эксплуатации «хвостатого» манипулятора, конкурентная борьба велась между двух- и трёхкнопочными мышками. Забавно, но в этой «войне» побеждали мышки с двумя кнопками.

О кончание «боевых действий» приходится на время, когда традиционная двухкнопочная мышь обзавелась обязательным скроллом - маленьким колёсиком прокрутки экрана. Это событие означало, что долгожданную победу одержал извечный конкурент - трёхкнопочный «грызун». Ведь скролл - фактически третья кнопка мыши.

П осле этого созидательный пыл разработчиков компьютерных мышей было уже не унять. Новые кнопки посыпались, словно из рога изобилия. Появились кнопки для:

  • ~ замены двойного щелчка;

  • ~ горизонтальной прокрутки;

  • ~ навигации в ;

  • ~ управления аудио- и видеофайлами;

  • ~ настройки параметров чувствительности;

  • ~ запуска тех или иных ;

  • ~ и много чего другого.

С обственный путь развития кнопочной структуры своих мышек прошла компания уже ставшего легендарным Стива Джобса.

Э ппл долгое время создавала однокнопочные компьютерные мыши, считая вторые, третьи и т. д. кнопки ненужной блажью. Так было до 2005 года, пока ИТ-гигант не представил Mighty Mouse (с англ. - могущественная мышь). У этой компьютерной мышки было две особенности.

В о-первых, «могущественная мышь» оказалась гладкой, как яйцо.

В о-вторых, кнопки у этой мыши оказались сенсорными. Эппловцы наделили компьютерного «грызуна» четырьмя чувствительными к прикосновению зонами. Которые заменили ей механические кнопки.

О будущем компьютерной мышки

Ч то ожидает компьютерную мышь в будущем? Доподлинно знать не может никто. Но в том, что она останется незаменимым атрибутом взаимодействия человека с компьютером на протяжении следующих десятилетий, я не сомневаюсь. Другой вопрос - в какой ипостаси: сенсорной, виртуальной или биомеханической. Время даст ответ, а я, если придётся, непременно расскажу об этом!

С частья вам, здоровья и богатства огроменного.

Изобретение было впервые показано 9 декабря 1968 года на презентации доклада Энгельбарта по работе компьютерных сетей в Сан-Франциско.

Кто изобрел

Команда инженеров под руководством Дуга Энгельбарта в Стэнфордском научно-исследовательском институте разработали компьютерный контроллер с двумя колесами внизу, и один из исследователей прозвал его «мышью».

Вспоминает Энгельбарт: «Мы думали, что, когда контроллер получит распространение, он будет иметь более достойное название». Но так не случилось.

Энгельбарт начал делать первые эскизы мыши в 1961 году, решив, что он мог сделать нечто лучшее, чем стандартное на то время «световое перо», которое было использовано в радиолокационных системах во время Второй мировой войны.

«У нас было несколько гаджетов, но все они были ужасно неудобны — громоздкие и тяжелые, как пушечное ядро. Нужен был контроллер, который можно было бы держать одной рукой и управлять компьютером».

Как выглядела первая мышка

Один из сотрудников Энгельбарта, Билл Инглиш, создал устройство, основанное на «х-у» позиционировании. По-простому это были два колеса, расположенных перпендикулярно друг к другу. Кроме колес и деревянного корпуса, прибор имел кнопку и длинный шнур со штекером в конце.

«Мы начали тестирование и мышь победила в каждой категории, хотя она никогда ранее не использовались, — вспоминает Энгельбарт. – Работа делалась быстрее, люди меньше ошибались. Пятеро или шестеро из нас принимали участие в этих тестах, но никто не может вспомнить, кто начал называть этот прибор мышью. Я удивлен, что это название прижилось».

Из чего была сделана

Она выросла из маленькой деревянной коробки, став важной частью компьютерного оборудования. Но, несмотря на то, что компьютерной мыши исполняется 40 лет, есть все признаки того, что она может оказаться на электронной свалке, поскольку сейчас проводятся успешные эксперименты по управлению компьютером без нее.

Читайте также о первом в мире , про и о .



Рассказать друзьям